Храм Покрова Пресвятой Богородицы с. Василиуцы

Блог

Главная » 2010 » Февраль » 5 » Пост: Цель или средство?!
21:11
Пост: Цель или средство?!
Мы приблизились к самому важному периоду церковной жизни – Великому посту. Это особое время, когда каждый человек должен заглянуть в глубины своего сердца, навести порядок в душе. В православной Церкви существует четыре многодневных поста, но этот пост иной. Все говорит о его величии и значении: и богослужение особенное, и убранство в храме иное. Пост – установление библейское, в Ветхом Завете мы находим много примеров как пророки и весь израильский народ постились. Новозаветная традиция продолжает ветхозаветную. Иисус Христос перед выходом на проповедь сам явил миру пример постничества: «Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал» (Мф. 4: 1–2). И во время проповеди Христос подтвердил необходимость поста: «Ученики Иоанновы и фарисейские постились. Приходят к Нему и говорят: почему ученики Иоанновы и фарисейские постятся, а Твои ученики не постятся? И сказал им Иисус: могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься, но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни» (Мк. 2: 18–-20). И апостолы последовали примеру Учителя: «Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали» (Деян. 14: 23). Помимо текстов Нового Завета о посте как существующем церковном явлении и даже спорах, которые возникали вокруг практики поста, сообщают исторические источники, начиная уже с рубежа I–II веков. Особый интерес для рассматриваемой темы имеет такой замечательный раннехристианский памятник, как «Дидахе» («Учение 12 апостолов») Этот памятник датируют концом I – серединой II веков. В «Дидахе» сообщается о предписании соблюдения постов по средам и пятницам, а также поста перед крещением. Сведения о постах находятся в наследии святителя Ипполита Римского (ок. 170 – ок. 236), отца и учителя Церкви Иустина Мученика. Ириней Лионский († 202) в послании папе Виктору (сохранилось в «Церковной истории» Евсевия Кесарийского (260–340)) замечает, что готовившиеся к Пасхе христиане постились день или два, а некоторые несколько дней; святитель подчеркивает, что различия в продолжительности говения произошли «не в наше время, но гораздо прежде у наших предков». Современный уровень знания позволяет с уверенностью говорить о том, что 40-дневный пост был принят повсюду в Церкви к рубежу IV-V веков. Древнейшее бесспорное указание на Великий пост перед Пасхой продолжительностью в 40 дней содержится во 2-ом праздничном (пасхальном) послание святителя Афанасия Великого, относящемся к 330 году. Бесспорной мыслью является то что, физический пост это лишь средство для достижения более высоких целей. В наши дни пост приобрел очень «модный» характер. Бывает в дни поста можно услышать о том, что люди соблюдают пост или диету для совсем не духовных целей. Кто-то очистить организм, поправить фигуру, но духовный стержень поста отсутствует. И часто у людей возникает вопрос: «А что дает человеку соблюдение поста?» Пост – это средство. Цель поста очищение души и сердца, и соединение с Богом в Таинстве Причащения. Лучше всего говорит о цели поста Св.Иоанн Златоуст: «Не говори мне, столько-то дней я постился, не ел…не пил вина, ходил в рубище; но скажи нам: сделался ли ты из гневливого тих, из жестокого благосклонен? Если ты исполнен злобою, для чего тебе истощать плоть? Если внутри тебя зависть и жадность, что пользы в том то ты пьешь только воду?» В последние воскресение перед постом, которое именуется прощенным, вспоминается событие, которое произошло на заре человеческой жизни – грехопадение. С духовной точки зрения – духовная катастрофа, человек разорвал союз с Богом, избрал путь не Богоуподобления, а духовной деградации. Это не случайно, что это событие вспоминается перед постом. Великий пост возможность восстановить эту потерянный союз с Богом. И если человек пренебрегает постом или искажает смысл, он лишает себя главного – союза с Богом! Господь говорит нам в Евангелии: «Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком» (Ин. 10, 10). И пост помогает приобщиться к этой жизни, посмотреть на мир иными глазами, он помогает остановиться в сумасшедшей спешки ежедневных будней, и напомнить о вечном.
Просмотров: 1863 | Добавил: Настоятель | Теги: Душа, причастие, пост | Рейтинг: 0.0/0

рублей Яндекс.Деньгами
на счёт 41001243291137 (сбор пожертвований на наш храм)
Rambler's Top100 Яндекс цитирования логотип 88х36 портала Православная книга России ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU христианство, православие, культура, религия, литература, творчество Рейтинг «Помоги делом»: просмотров за сегодня, посетителей за сегодня, всего число переходов с рейтинга на сайт Информация о вреде сект