Читая оптинских старцев, одни получат удовольствие от чудесного живого языка XIX века, другие неожиданно обнаружат вещи остро современные. Давайте
и мы в дни памяти Преподобного Амвросия и собора оптинских старцев
продолжим общение с ними через жития, письма, наставления, чтобы и наша
жизнь осветилась их мудростью, как лучами мягкого октябрьского солнца.
«…Никогда я не встречал таких монахов.
С каждым из них, мне казалось, беседует все небесное»
Н.В. Гоголь
Из века в век течет в Жизнь Вечную благодатный источник мудрости
старцев Оптиной Пустыни и несет исцеление всем, кто ищет спасения и
свободы во Христе. Свободы от законов мира, от собственных страстей, той
совершенной свободы, которая определяется словами Спасителя: «Царство
Божие внутри вас суть».
Старцы и были теми опытными «проводниками», которые помогали
людям найти дорогу к Нему здесь, на земле. Наставления их просты. Всякий
истинный учитель спускается на ступень ученика, чтобы помочь ему
подняться к высшим ступеням знания, и оптинские преподобные снисходили к
«младенческому» возрасту своих воспитанников, и говорили так, чтобы их
слово принесло пользу и ученому, и простому крестьянину. Благодаря
этому, Оптина Пустынь дала России настоящее «сокровище» духовного
знания, заключенное в кратких наставлениях.
«Словесное молоко»
Непревзойденным мастером таких духовных поучений был Преподобный
Амвросий. Ехали к нему отовсюду на подводах, шли за много верст пешком,
стар и млад, лишь бы услышать его, испросить благословение, пока жив
батюшка. Понимали – это подарок на всю жизнь.
В маленькой приемной ожидали своей очереди, сидя рядком, ни чинясь.
Время от времени, келейник, отец Иосиф, тихим кивком приглашал
следующего посетителя. В погожие дни о. Амвросий и сам выходил к
паломникам на крылечко. Народу видимо-невидимо, а писем на столе у
батюшки еще больше. Вот, и старался он в коротких ответах выразить суть,
так, чтобы лучше запомнилось.
Преподобный Амвросий
Преподобный Амвросий
В миру, до ухода в монастырь, он обладал
веселым и живым характером, а в монастыре эта живость превратилась с
горами в радость духовную. Легким дыханием и шуткой отмечены его краткие
наставления.
Вот, например, о главном – о причине нестроений и падений в жизни:
«От чего человек бывает плох? –
От того, что забывает, что над ним есть Бог»
А это – о гордости, предваряющей падения и о том, как важно избегать судить и других:
«Не хвались, горох, что ты лучше бобов:
Размокнешь, сам лопнешь».
О том, как легче преуспеть в духовной жизни:
«Кто больше уступает,
Тот больше приобретает»
Преподобный Лев
Подобным же образом, смягчая пастырское слово шуткой, рифмой,
беседовали с паломниками и другие старцы, принимая в рассуждение меру их
возраста. Духовный наставник о. Амвросия, Преп. Лев часто говорил людям
о пользе уступчивости:
«Где смирение,
Там неподалеку и спасение»
Преподобный Антоний
Преподобный Антоний
В двух строчках напоминал о том, как важно для христианина доверие к Богу и молитвенное к Нему обращение отец Антоний:
«Кто крепко на Бога уповает,
Тому Бог во всем помогает»
Преподобный Анатолий (Старший)
Преподобный Анатолий (Старший)
А старец Анатолий (Старший) в одном предложении выразил то, как следует избегать осуждения:
«Пожалей, и не осудишь»
«Три орешка»
Преподобный Лев
Для тех же, кто, отдавая себя руководству старцев, принимались за
внутреннее делание, «уроки» были посложнее. Настоящими «профессорами»,
заложившими основы оптинской духовной школы, – были первые старцы: Преп.
Паисий, а за ним – Преп. Лев и Макарий.
В наставлениях последнего из них были выражены основные принципы
духовной работы. Это – «лекарство» не всегда приятное, с привкусом
горечи, но оно доставляет радость от сознания того, что это – истина потому, что так труднее, и, хотя человеческое естество противится понуждению следовать «тесным путем», но в нем – дух Евангелия, дух Христов.
Три качества, три добродетели у Преп. Макария имеют особую цену: терпеливое несение скорбей, смирение и самоукорение. На
них строится основание духовной жизни, от них пролагается дорога к
более высоким добродетелям: милосердию, любви, самоотречению.
Преподобный Макарий
Отец Макарий напоминает о том, что всем, ищущим спасания, в мире
уготован путь скорбей, однако страшиться, унывать и уклоняться от них не
должно: они посылаются нам для очищения душевного и приобретения самых
высоких качеств. И все, чего «трепещет душа»: потери, боль, труды,
несправедливость, поношения и даже собственное несовершенство, – должно
стать «материалом» нашего спасения:
«Наш путь такой, что хотим или не хотим, а скорбь должна быть, попущением Божиим, к искусу нашему и обучению терпения».
Тот, кто приобретает навык терпения, проходит этим путем без труда.
Он не оспаривает, не пытается изменить условия, в которые поставлен, а
принимает их как испытание от руки Господней; и тогда и укоризны, и
напрасные обвинения обращает в повод посмотреть на себя более
внимательно: заметить восстающую страсть, или вспомнить нераскаянный
грех. То есть терпение научает и самоукорению:
«Подвиги против страстей тогда только тягостны бывают, когда
гордо и самонадеянно проходим оные, а когда смиренно, призывая Божию
помощь и исправления Оной приписывая, то и они бывают удобоносимы».
Взгляд этот в оптинской традиции духовного воспитания приобретет силу афоризма:
«Есть смирение – все есть, нет смирения – ничего нет».
Помня слова Спасителя о том, что и дарования духовные могут послужить
к пользе только, если в человеке действует дух любви, отец Макарий
советует своим духовным детям ревновать не о приобретении самих даров, а
того, что открывает дорогу для любви христианской:
«Дарований никаких не ищи, а лучше старайся усвоить матерь дарований – смирение – это прочнее.»
Не только внешние скорби досаждают человеку, но и внутренние – не
побежденные страсти. И старец открывает общее правило в духовной брани:
победить немощь, обратившуюся в навык, можно только с помощью
противоположной ей добродетели:
«…против гордости – смирение, против чревообъядения –
воздержание, против зависти и злопомнения – любовь, но когда этого нет,
то поне будем укорять себя, смиряться и просить помощи у Бога».
Мысль о пользе смирения ради Христа, – за себя и за других, –
проходит через все советы оптинских старцев и к монашествующим, и к
мирянам. Призыв «не искать своего», обратить собственное сердце в поле
духовной брани звучит в их наставлениях постоянно. И, все же…
Утешители
Духовная собранность и даже строгость наставлений старцев не имела
ничего общего с отчуждением или равнодушием. В их письмах, обращенных к
духовным чадам, находится место и сочувствию, и ободрению. Вот,
например, одно такое письмо из архива старца Анатолия (Зерцалова).
Сколько в нем теплоты и отеческого сопереживания:
«А что касается жалкого положения твоего в кругу сестер, то ты
только тогда и докажешь, что ты им сестра, а не приживалка какая-нибудь,
когда окажешь им сестринскую любовь и потерпишь их. Мне даже больно
видеть или слышать, как все давят тебя: ну, а если в этом давлении-то и
кроется вся будущая вечная слава твоя? <…> Потерпи же, потерпи
Господа, мужайся.»
Как ни страшна «буря», какими бы неодолимыми не казались и
собственные страсти, все взвесится, всему будет определена цена в
Воскресении Христовом:
«…Если кто любит Иисуса, тот старается всеми силами скопить побольше приданого, <…> И Господь таких любит.»
Советы Преподобных старцев оптинских охватывают, практически, все
важные стороны жизни, и во всем присутствует рассуждение: одна мера –
для монахов, другая – для мирян, одна – для новоначальных, другая – для
тех, кто находится в середине и в конце пути.
Но в них рассматриваются и вопросы, общие для всех: о цели
христианской жизни, о том, какой пост правильный, о том, все ли равно,
как и во что верить, о значении и благодатной силе церковных таинств, о
молитве и о духовном чтении, о том, какого употребления талантов ожидает
от своих учеников Господь, и об опасностях на пути спасения.
Читая их, одни получат удовольствие от чудесного живого языка XIX
века, другие неожиданно обнаружат вещи остро современные и написанные,
как будто специально для пастырей, попадающих «под огонь» печати,
присваивающей себе право судить церковь…
И как хорошо в дни памяти Преподобного Амвросия и собора оптинских
старцев продолжить «общение с ними» – поискать или перечитать доступную
сейчас литературу: жития, письма, наставления, чтобы и наша жизнь
осветилась их мудростью, как лучами мягкого октябрьского солнца.
|