Я
говорю и когда приходит много людей, и когда немного. И
если сто человек обратится к покаянию, когда я говорю,
то я получу стократное воздаяние! Если же шестьдесят
или тридцать обратится, как говорит Евангелие[1],
и тогда великая награда будет мне! А если из вас
немногих, стоящих в церкви, только один обратится к
Богу — то и это будет огромное воздаяние, ибо
одна-единственная душа дороже всего мира, дороже всего
существующего под солнцем.
Именно это побуждает меня говорить вам немногим, пришедшим
сюда с великим трудом, под дождем, по грязи, через горы,
на которые вам пришлось взбираться, и холмы, вам,
пробравшимся сюда со всей твердостью и дошедшим досюда,
— вы получите большую награду, чем те,
кто приходит сюда лишь в хорошую погоду.
Чем больше усилий просит доброе дело, тем
большую награду оно получает от Бога. Доброе
дело, когда оно совершается с малым трудом, получает
меньшую награду, а то, которое ты совершаешь с большим
усилием, с трудом, большую награду получит
от Пресвятого Бога.
*
* *
За восемь дней до того, как подняться на гору Фавор, Петр
засвидетельствовал о Спасителе, сказав: Ты —
истинный Христос, Сын Бога Живаго (Мф. 16: 16), и
Спаситель очень похвалил Петра за это свидетельство, такое
верное и истинное, и сказал ему: блажен ты Симон, сын
Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе
это… и Я говорю тебе: ты — Петр (то есть
камень веры, Кифа, ибо его Симоном звали), и на сем
камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее
(Мф. 16: 17–18).
Здесь нам показано, что на правой вере Петра и всех, кто
будет верить подобно ему, будет стоять Церковь Христова, и
врата ада, которые суть уста сектантов и еретиков, хулящих
правду Церкви, не одолеют ее, как объясняет это святой
Афанасий.
Не говорите плохо о Церкви, ведь она основана на
краеугольном камне — Христе.
Но тогда же, за восемь дней до Преображения, Петр,
заслуживший такую великую похвалу за свою правую веру,
слышит и отповедь от Христа. Ибо Спаситель начинает
проповедовать о страстях Своих, о страданиях, которые Ему
предстояло перенести в Иерусалиме, и говорит: вот, мы
восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет
первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть; и
предадут Его язычникам на поругание и биение и распятие; и
в третий день воскреснет (Мф. 20: 18–19).
Петр, очень любивший Спасителя, попытался остановить Его,
чтобы Он не пошел на распятие: «Господи! да не
будет этого с Тобою! (Мф. 16, 22)! Пощади Себя,
Господи! Не ходи в Иерусалим! Оставайся здесь, не
умирай!»
Тогда Спаситель поворачивается к Петру и говорит ему
гневно: отойди от Меня, сатана! ибо ты думаешь не о
том, что Божие, а что человеческое (ср.: Мф. 16, 23).
И называет Петра сатаной, ибо слово «сатана»
означает «противник», ведь он противился
Христу, чтобы таким образом не исполнился план спасения
рода человеческого, чтобы Он не пошел на смерть. В этом
смысле Он называет его сатаной. То есть говорит:
«Ты останавливаешь Меня, чтобы Я не пошел на смерть?
Но если Я не пойду на смерть, не спасется род Адамов,
страдающий в аду вот уже 5508 лет.
Если Я не пойду на Голгофу, чтобы пострадать до смерти, и
смерти Крестной, то весь род человеческий не может быть
спасен. А Я ведь для того и пришел в мир, чтобы пролить
кровь Свою за род человеческий по любви, которой люблю
его.
Ты хочешь, чтобы Я остался на Фаворе? А на Голгофу кто
пойдет?
Если Я, Петр, останусь на Фаворе и не понесу Креста на
Голгофу, то как же исполнится пророчество Исаии, который
говорит: Я предал хребет Мой биющим и ланиты Мои
поражающим; лица Моего не закрывал от поруганий и
оплевания (Ис. 50: 6)?
Если Я, Петр, останусь на Фаворе, то как исполнится
Писание, которое говорит: нет в Нем ни вида, ни
величия, Муж скорбей и изведавший болезни, и ранами Его мы
исцелились (Ис. 52: 2, 3, 5).
Если Я, Петр, останусь на Фаворе, то как же исполнится
Писание, которое говорит: и к злодеям причтен был
(Ис. 53: 12), — Его ведь распяли между двумя
разбойниками. —
Если Я, Петр, останусь на Фаворе, то как же исполнится
Писание, которое говорит: воззрят на Него, Которого
пронзили, и будут рыдать о Нем, — ведь Меня
пронзят копьем в ребро по предсказанию Захарии пророка
(Зах. 12: 10)?
Если Я, Петр, останусь на Фаворе, то как исполнится
пророчество Давида пророка, который говорит: дали Мне в
пищу желчь, и в жажде Моей напоили Меня уксусом (Пс.
68, 22)?
Если Я, Петр, останусь на Фаворе, то как исполнится
пророчество Писания, которое говорит: делят ризы Мои
между собою и об одежде Моей бросают жребий (Пс. 21,
19)?
Если Я, Петр, останусь на Фаворе и не пойду, чтобы всю
кровь Свою пролить на Кресте, то где же будет пророчество
псалма, который говорит: можно было бы перечесть все
кости Мои, а они смотрят и делают из Меня зрелище (Пс.
21, 18)?
Если Я, Петр, останусь на Фаворе и ты устроишь Мне шалаш,
то как же исполнится пророчество, которое говорит:
пронзили руки Мои и ноги Мои и распяли Меня (Пс.
21: 17)?
Если Я, Петр, останусь на Фаворе, то как исполнится
Писание, которое говорит: Он изъязвлен был за грехи
наши и мучим спасения нашего ради, и ранами Его мы
исцелились (Пс. 53: 5)?
И если Я останусь на Фаворе, Петр, то кто же откроет эти
медные ворота, ведь Писание говорит: поднимите врата,
князи, ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдет Царь
славы (ср.: Пс. 23: 7, 9)?»
И так Петра стала укорять совесть, ибо он пытался
остановить Спасителя, чтобы Он не пошел на распятие. А
Христос говорит:
«Я открываю вам на Фаворе, Кто Я, но мы с вами
пойдем туда, на другую гору, на Голгофу, и там Я
пострадаю, чтобы исполнить Писание и войти в славу,
которую имел у Отца Моего прежде создания мира, и вознести
естество Адамово и поставить его одесную славы в
вышних».
Спаситель благоволил взять с Собой трех апостолов —
Петра, Иоанна и Иакова, брата его, — и подняться с
ними на вершину горы Фавор. Там трое апостолов, устав от
подъема в гору, уснули. По Промыслу Божию, когда они
проснулись, Спаситель преобразился перед ними, и они
увидели, что Он стоит на воздухе и говорит с двумя
великими пророками, с Моисеем и Илией.
Итак, гора Фавор сделалась, как говорит святой
Ефрем[2],
образом Церкви. Отец говорил с неба, Сын преобразился,
Дух Святой был в виде облака, Новый Завет представлен
был тремя апостолами, упавшими ниц и оцепеневшими от
света Божества, а два пророка, Моисей и Илия,
представлявшие Ветхий Завет, стояли на воздухе и
говорили с Ним.
И так Фавор стал образом Церкви Христовой в минуту
преображения Спасителя нашего Иисуса Христа.
Вот какая великая тайна открывается на Фаворе, чтобы затем
Спасителю пойти в Иерусалим, где Он был предан, пойман,
избит, оплеван и распят, а напоследок воскрес из мертвых.
Перевод выполнен по: Ne vorbeşte Părintele Cleopa. Vol. 7. Ed. a 2-a. Editura Mănăstirea Sihăstria, 2001
|