Храм Покрова Пресвятой Богородицы с. Василиуцы

Главная » 2013 » Январь » 2 » Тропарь и кондак рождества
01:00
Тропарь и кондак рождества

Праздник Рождества Христова по своей значимости стоит вторым после праздника Пасхи, и его еще называют «Зимней Пасхой». А как нам относиться к этому светлому празднику, какое отношение он имеет ко мне лично? Насколько мы причастны к нему? Родился ли в каждом из нас Христос, признали ли мы Его Богом, приняли ли мы Его в себя, подчинили ли Ему свою жизнь, живем ли мы для себя или для Него?

Для более глубокого осмысления всего этого, Церковь помогает нам возвысить ум, чувства и всю нашу жизнь к Богу, раскрывает учение Церкви по многим вопросам, а также объясняет смысл и характер праздника в своих богослужениях и церковных песнопениях.

 

Праздник Рождества Христова, по слову святых отцов Церкви «…величайший, всемирный и радостнейший, который служит началом и основанием для прочих праздников», стали праздновать во всей Вселенской Церкви уже в IV в. Для Церкви это было время гонений: ереси и расколы терзали Тело Христово и сама идея праздника Рождества Христова хорошо отвечала учению Никейского собора о единосущии и равенстве предвечного Сына предвечно Сущему Отцу.

Церковные песнопения и каноны, посвященные прославлению Рождества Христова, составлялись знаменитыми песнопевцами Церкви, святыми Константинопольскими архиепископами: Григорием Богословом, Анатолием и Германом; святым Андреем, архиепископом Критским, преподобным Иоанном Дамаскиным, св. Космою, епископом Маиумским, инокиней Кассией и другими. Тропарь и Кондак Рождества Христова для каждого из нас более или менее знакомы, но слушая или исполняя их на службе, мы часто не понимаем их суть.

Тропа́рь – краткое молитвенное песнопение, в котором раскрывается сущность праздника или прославляется священное лицо. Автор и время написания Тропаря праздника Рождества Христова нам в точности неизвестны. Указание на него встречается впервые в уставе Константинопольского храма св. Софии IX века. Однако, то, что Тропарь принадлежит более древним временам, можно предположить с достаточной вероятностью, исходя из его содержания.

«Рожество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума …» – то есть, Рождество просветило весь мир, люди познали Истинного Бога. Эти слова перекликаются со словами 1-го послания пророка и апостола Иоанна Богослова: «Знаем... что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная» (1Ин.5, 20). Само начало тропаря сразу же противопоставляет истину православного учения заблуждению Нестория, учившего, что Мария родила Христа, но не Бога.

«В нем бо звездам служащии звездою учахуся…» – здесь говорится об ученых-волхвах, которые всю жизнь наблюдали за небесными светилами и поклонялись звездам и фальшивым богам, и  так как волхвы занимались наукою о звездах, то и Господь привел их этим, для них знакомым знаком, к Истинному Богу.

Звезда же была не астрономическим явлением, а «невидимой силой, принявшей вид звезды» (святитель Иоанн Златоуст), «божественной и ангельской силой, явившейся в образе звезды… А то, что звезда была сила ангельская, видно из того, что она ярко светила днем, шла, когда шли волхвы, сияла, когда не шли они: особенно же из того, что она шла с севера, где Персия, на юг, где Иерусалим: но звезды никогда не ходят от севера к югу» (блаж. Феофилакт).

 «Тебе кланятися Солнцу правды» – так пророки называли грядущего Спасителя мира. «А для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его» (Мал.4, 2). Волхвы, идущие за звездой поклониться рожденному Иисусу Христу, символизируют все народы, идущие к Источнику Вечной Жизни поклоняться истинному свету – Солнцу правды, Господу Иисусу Христу. 

Образ «праведного Солнца», который противопоставлен «звездам» – предметам поклонения язычников, вероятно, введен в Тропарь для выполнения еще одной задачи: к моменту становления христианского праздника Рождества Христова в римской империи праздновали популярный языческий праздник «Непобедимого Солнца». «Непобедимое Солнце» – это одно из имен персидского бога Митры, почитание которого в Римской империи было очень широко распространено. Церковь, желая показать Кому подобает истинное поклонение, указывает на Христа, как истинное «Солнце правды».

«И Тебе ведете, с высоты Востока» – еще задолго до пришествия Христа, древние пророки называли Бога в своих молитвах «Востоком», потому что Он – Начало света, Начало жизни. «Сице глаголет Господь Вседержитель: се, Муж, Восток имя Ему, и под Ним возсияет, и созиждет храм Господень: и той приимет добродетель, и сядет и возобладает на престоле Своем» (Зах.6, 12-13).

Конда́кцерковная песнь в православном богослужебном обиходе читается или поется после шестой песни канона и воспевает то же событие или то же священное лицо, дополняя, развивая основную тему Тропаря.

Кондак Рождества Христова (основателем его, по преданию, спетым по особому небесному вдохновению, считается св.  Роман Сладкопевец) – Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит, Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют. Нас бо ради родися Отроча младо, Превечный Бог – воспевает и дополняет более подробно Рождество Божественного Младенца.

Не только волхвы, но все небесное и земное приносит Превечному Богу свои «дары»: земля – пещеру, пастухи – поклонение, ангелы – славословие. В кондаке мы находим все те моменты, которые послужили основой композиции иконы Рождества Христова. В центре изображается Богородица на красном ложе (символ Купины Неопалимой и Приснодевства), а позади нее на фоне черной пещеры (символ тьмы язычества и неверия) – Божественный Младенец в белых или светло-зеленых пеленах («Свет разума» и «Солнце Правды»). Вокруг же них, как художественное обрамление и вместе с тем истолкование, раскрытие смысла события, – волхвы, Рождественская звезда, пастухи и воспевающие, славословящие или поклоняющиеся ангелы.

Кондак Рождества Христова заканчивается благодарением, ибо Христос родился «нас ради». Спаситель родился не «вообще» ради людей, а именно ради нас, поющих и прославляющих Его в данный момент в настоящем месте.

Просмотров: 1257 | Добавил: Настоятель | Теги: рождество

рублей Яндекс.Деньгами
на счёт 41001243291137 (сбор пожертвований на наш храм)
Rambler's Top100 Яндекс цитирования логотип 88х36 портала Православная книга России ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU христианство, православие, культура, религия, литература, творчество Рейтинг «Помоги делом»: просмотров за сегодня, посетителей за сегодня, всего число переходов с рейтинга на сайт Информация о вреде сект