Праздник Рождества Христова по своей значимости стоит
вторым после праздника Пасхи, и его еще называют «Зимней Пасхой». А как нам
относиться к этому светлому празднику, какое отношение он имеет ко мне лично? Насколько
мы причастны к нему? Родился ли в каждом из нас Христос, признали ли мы Его
Богом, приняли ли мы Его в себя, подчинили ли Ему свою жизнь, живем ли мы для
себя или для Него?
Для более глубокого осмысления всего этого, Церковь помогает
нам возвысить ум, чувства и всю нашу жизнь к Богу, раскрывает учение Церкви по
многим вопросам, а также объясняет смысл и характер праздника в своих
богослужениях и церковных песнопениях.
Праздник Рождества Христова, по слову святых отцов
Церкви «…величайший, всемирный и
радостнейший, который служит началом и основанием для прочих праздников», стали
праздновать во всей Вселенской Церкви уже в IV в. Для Церкви это было время
гонений: ереси и расколы терзали Тело Христово и сама идея праздника Рождества
Христова хорошо отвечала учению Никейского собора о единосущии и равенстве
предвечного Сына предвечно Сущему Отцу.
Церковные песнопения и каноны, посвященные
прославлению Рождества Христова, составлялись знаменитыми песнопевцами Церкви,
святыми Константинопольскими архиепископами: Григорием Богословом, Анатолием и
Германом; святым Андреем, архиепископом Критским, преподобным Иоанном
Дамаскиным, св. Космою, епископом Маиумским, инокиней Кассией и другими. Тропарь
и Кондак Рождества Христова для каждого из нас более или менее знакомы, но слушая
или исполняя их на службе, мы часто не понимаем их суть.
Тропа́рь – краткое
молитвенное песнопение, в котором раскрывается сущность праздника или прославляется священное лицо. Автор и время написания Тропаря праздника Рождества
Христова нам в точности неизвестны. Указание на него встречается впервые в
уставе Константинопольского храма св. Софии IX века. Однако, то, что Тропарь принадлежит более древним временам,
можно предположить с достаточной вероятностью, исходя из его содержания.
«Рожество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет
разума …» –
то есть, Рождество просветило весь мир, люди познали Истинного Бога. Эти слова перекликаются со словами 1-го послания пророка
и апостола Иоанна Богослова: «Знаем...
что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да
будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная»
(1Ин.5, 20). Само начало тропаря сразу же противопоставляет истину
православного учения заблуждению Нестория, учившего, что Мария родила Христа,
но не Бога.
«В нем бо звездам служащии звездою учахуся…» – здесь говорится об
ученых-волхвах, которые всю жизнь наблюдали за небесными светилами и
поклонялись звездам и фальшивым богам, и так как волхвы занимались наукою о звездах, то
и Господь привел их этим, для них знакомым знаком, к Истинному Богу.
Звезда же была не астрономическим явлением, а «невидимой силой, принявшей вид звезды»
(святитель Иоанн Златоуст), «божественной
и ангельской силой, явившейся в образе звезды… А то, что звезда была сила
ангельская, видно из того, что она ярко светила днем, шла, когда шли волхвы,
сияла, когда не шли они: особенно же из того, что она шла с севера, где Персия,
на юг, где Иерусалим: но звезды никогда не ходят от севера к югу» (блаж.
Феофилакт).
«Тебе кланятися Солнцу правды» – так пророки называли грядущего Спасителя мира. «А для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его» (Мал.4, 2). Волхвы, идущие за звездой поклониться рожденному Иисусу Христу, символизируют все народы, идущие к Источнику Вечной Жизни поклоняться истинному свету – Солнцу правды, Господу Иисусу Христу.
Образ «праведного Солнца», который противопоставлен
«звездам» – предметам поклонения язычников, вероятно, введен в Тропарь для
выполнения еще одной задачи: к моменту становления христианского праздника
Рождества Христова в римской империи праздновали популярный языческий праздник
«Непобедимого Солнца». «Непобедимое Солнце» – это одно из имен персидского бога
Митры, почитание которого в Римской империи было очень широко распространено. Церковь,
желая показать Кому подобает истинное поклонение, указывает на Христа, как
истинное «Солнце правды».
«И Тебе ведете, с высоты Востока» – еще задолго до пришествия
Христа, древние пророки называли Бога в своих молитвах «Востоком», потому что
Он – Начало света, Начало жизни. «Сице глаголет Господь Вседержитель: се,
Муж, Восток имя Ему, и под Ним возсияет, и созиждет храм Господень: и той приимет добродетель, и сядет и возобладает на престоле Своем» (Зах.6, 12-13).
Конда́к – церковная
песнь в православном богослужебном обиходе читается или
поется после шестой песни канона и воспевает то же событие или то же священное
лицо, дополняя, развивая основную тему Тропаря.
Кондак Рождества Христова (основателем его, по
преданию, спетым по особому небесному вдохновению, считается св. Роман Сладкопевец) – Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному
приносит, Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют.
Нас бо ради родися Отроча младо, Превечный Бог – воспевает и дополняет более
подробно Рождество Божественного Младенца.
Не только волхвы, но все небесное и земное приносит
Превечному Богу свои «дары»: земля – пещеру, пастухи – поклонение, ангелы –
славословие. В кондаке мы находим все те моменты, которые послужили основой
композиции иконы Рождества Христова. В центре изображается Богородица на
красном ложе (символ Купины Неопалимой и Приснодевства), а позади нее на фоне
черной пещеры (символ тьмы язычества и неверия) – Божественный Младенец в белых
или светло-зеленых пеленах («Свет разума» и «Солнце Правды»). Вокруг же них,
как художественное обрамление и вместе с тем истолкование, раскрытие смысла
события, – волхвы, Рождественская звезда, пастухи и воспевающие, славословящие
или поклоняющиеся ангелы.
Кондак Рождества Христова заканчивается благодарением,
ибо Христос родился «нас ради». Спаситель родился не «вообще» ради людей, а
именно ради нас, поющих и прославляющих Его в данный момент в настоящем месте.
|