Храм Покрова Пресвятой Богородицы с. Василиуцы

Каталог статей

Главная » Статьи » Cтатьи

Исповедь.

Подготовка  к исповеди.

Первым действием готовящегося к исповеди должно быть испытание серд­ца. Обычно люди, духовно неопытные, не видят своих грехов. Они говорят: «ничего особенного я не совершал», «у меня только мелкие грехи, как у всех», «не украл, не убивал»,— так часто многие начинают исповедь.

Такое холодное и безучастное отношение к исповеди, связанное с сердечным нечуствием, есть начало омертвения души, ведущей к смерти духовной. Чтобы избежать этого, нужно внимательно разобраться в нравственном состоянии своей души, надо постараться отделить основные грехи от производных, симптомы от более глубоких причин. Например, очень часто мы замечаем в себе рассеянность на молитве, невнимание во время богослужения, отсутствие интереса к слушанию и чтению Священного Писания, даже нежелание ходить в церковь, но не происходят ли эти грехи от маловерия и слабой любви к Богу?!

Или, например, если мы замечаем в себе стремление быть всегда в обществе, на людях, проявляем словоохотливость, насмешливость, злословие, обсуждаем других людей, если мы излишне заботимся о своей наружности и одежде, то, внимательно исследовав свое поведение, мы увидим, что это проявление нашего тщеславия и гордыни. Если мы слишком близко принимаем к сердцу житейские неудачи, тяжело переносим разлуку, безутешно скорбим об умерших близких, то не кроется ли в силе, в глубине этих искренних чувств неверие в благой Промысел Божий?

Однако при испытании сердца нужно следить, чтобы не впасть в чрезмерную мнительность подозрительность ко всякому движению сердца. Смысл нашего приготовления к исповеди в том, чтобы обрести покаянное и сокрушенное сердце. Больше всего этому помогает пост и молитва. Истощая наше тело, пост нарушает гибельное для духовной жизни телесное благо­получие, благодушие, любовь к удовольствиям и наслаждениям. Однако пост сам по себе только подготовляет, разрыхляет почву нашего сердца, которое после этого сможет впитать молитву, Слово Божие, полюбить церковную службу, что, в свою очередь, повлечет усиление борьбы со своими греховными наклонностями и подвигнет на стяжание добродетелей.

Что говорить на исповеди?

Исповедь — это не беседа о своих недостатках, сомнениях, а горячее покаяние сердца, жажда очищения от греха, это второе Крещение. В покаянии мы умираем для греха и воскресаем для святости. Увы, часто вместо исповеди своих грехов происходит самовосхваление, обличение близких, жалобы на трудности жизни. Некоторые исповедующиеся говорят общие фразы: «во всем грешна» или «согрешил словом, делом и помышлением», распространяются о мелочах, умалчивая о том, что действительно должно тяготить совесть. Причиной тому является ложный стыд перед духовником. Избежать этого и принести искреннее покаяние можно, если помнить, что мы исповедуем грехи перед Богом и просим прощения у нашего ближнего, чему священник есть свидетель, хранящий слышанное в тайне, а не судья или обвинитель.

Все наши грехи могут быть поделены на грехи против Бога и Его Церкви и против нашего ближнего.  Ниже описываются и разбираются наиболее типичные духовные состояния, к числу которых относится, наряду с простыми и очевидными, большое число скрытых, на первый взгляд невинных, а на самом деле наиболее опасных для души явлений..

Маловерие часто незаметно переходит в полное безверие, причем страдающий им человек зачастую продолжает посещать богослужение, прибегать к исповеди. Он не отрицает сознательно бытия Божия, однако сомневается в Его всемогуществе, милосердии или Промысле. Маловерие связано очень часто с примитивным представлением о Православии как о русской национальной вере, культурной традиции, поэтому очень часто для маловера очень важны набор внешних обрядов, красивое концертное пение в церкви, внешнее благолепие и благообразие, при этом маловеры утрачивают самое главное в Церкви — Господа нашего Иисуса Христа.

Суеверие часто есть обратная сторона маловерия, когда вера подменяется гаданием, верой в приметы, любовью к гороскопам, различным предсказа-ниям, рассказам о конце Света. Суеверные люди имеют еретические пред- ставления о таинствах и обрядах Церкви, рассматривая их как магические акты, акты вошебства. Поэтому нередко суеверные люди увлекаются оккультизмом и магией, и думая, что они обладают тайным знанием, начинает впадать в сатанинскую гордыню, считая христианство как об одной из низших ступеней познания истины. Такое состояние заканчивается утратой веры и приводит к глубокому психическому и душевному расстройству.

Кощунство и божба во многом есть следствие неверия. Они проявляются в ропоте на Бога, в суетном и не к месту упоминание Бога, в насмешках над Богом, Церковью и священнослужителями, в распространение и смаковании около церковных сплетен, в употреблении любых бранных слов.

Пренебрежение к церковной службе и домашней молитве чаще всего проявляются в редком хождении в церковь, долговременном лишении себя Причастия Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа, в неисполнении утром и вечером молитвенного правила. В качестве оправдания обычно выдвигается занятость служебными и бытовыми делами, усталость, отдаленность храма от дома, длительность богослужения, непонятность церковного языка. Некоторые, напротив, достаточно аккуратно посещают богослужения, но при этом лишь присутствуют на литургии, не причащаются и даже не молятся во время богослужения. Такое отношение отдаляет человека от Церкви и подрывает его веру, так как он лишает себя главного средства спасения – Святых Тела и Крови Господа и главного средства общения с Ним – молитвы.

Чревоугодие — один из главных грехов против ближнего. Чрезмерная любовь к пищи, то есть объедание или в пристрастии к утонченным вкусовым ощущениям, услаждение себя пищей, нарушает баланс физических и духовных сил в человеке, ведет к расстройству здоровья, к физическим и даже психическим отклонениям. Страсть к еде порождает в человеке гневливость, развивает эгоизм, делает его бесчуственным и глихим к нуждам ближних. Жажда новых удовольствий и ощущений так овладевают человеком, что он видит смысл жизни в еде, в телесном комфорте и делает все, чтобы их достичь. Как результат такой человек огрубевает не только телесно, но и духовно, становится невосприимчимым к слову Божьему, церковной службе и молитве.

     Первое и самое простое средство борьбы с этим грехом является пост. Но пост это не просто воздержание от пищи, но прежде всего – воздержание от дурных и греховных дел, поступков, слов и мыслей. Во время поста необходимо обуздать свои мысли, чувства, наладить ровные, мирные, построенные на любви и уважении, отношения с ближними, чему очень помогает спутница поста — молитва.

Сребролюбие очень тесно связано с чревоугодием и во многом его результат. Сребролюбие – грех чрезвычайной важности, так как любовь к деньгам может подменить любовь к Богу и ближнему любви, породить в человеке злобу и зависть и отвернуть его от Церкви.  Каждый верующий долже вспоминать поучение св. апостола Павла: «Мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него. Имея пропитание и одежду, будем довольны тем. А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть, и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу. Ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям. Ты же, человек Божий, убегай сего... Богатых в настоящем веке увещевай; чтобы они не высоко думали о себе и уповали не на богатство неверное, но на Бога живаго, дающего нам все обильно для наслаждения; чтобы они благодетельствовали, богатели добрыми делами, были щедры и общительны, собирая себе сокровище, доброе основание для будущего, чтобы достигнуть вечной жизни» (1 Тим.6:7—11).

Гневливость, раздражительность в первую очередь разрушают семейную жизнь, приводя к ссорам из-за пустяков, вызывая ответную ненависть, желание отомстить, злопамятство, ожесточают сердца в целом добрых и любящих друг друга людей. Очень часто причиной гнева бывает высокомерие, гордыня, желание показать свою власть над другими, обличить якобы пороки, забывая о своих грехах. «Истреби в себе две мысли: не признавай себя достойным чего-либо великого и не думай, что другой человек много ниже тебя по достоинству. В таком случае наносимые нам обиды никогда не приведут нас в раздражение» (св. Василий Великий). В таких случаях очень помогает молитва о тех, кто часто нас вводит в искушение гнева. Благодаря такой молитве в сердце вселяется чувство кротости и любви к людям, которых еще недавно ненавидели. Но на первом месте должна быть молитва о даровании кротости и отгнании духа гнева, мести, обиды, злопамятства.

Осуждение ближнего является одним из самых распространенных грехов. Многие даже не отдают себе отчета в том, что бесчисленное число раз согрешали им, а если и сознают, то полагают, что это явление столь распространенно и обыденно, что даже не заслуживает упоминания на исповеди. На самом деле этот грех является началом и корнем многих других греховных привычек.

Прежде всего, грех этот находится в тесной связи со страстью гордости. Осуждая чужие недостатки (действительные или кажущиеся), человек мнит себя лучше, чище, благочестивее, честнее или умнее другого. Осуждающие забывают, что Сам Спаситель заповедал: «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Мф. 7, 1- 2). Мы должны всегда помнить, что нет греха, соделанного одним человеком, которого не мог совершить и всякий другой. И если ты видишь чужую нечистоту, то, значит, она уже проникла в тебя. Потому осуждающий, даже если он прав, должен честно признаться себе: а не совершил ли он сам того же греха?

Наш суд никогда не бывает беспристрастным, ибо чаще всего основан на случайном впечатлении или совершается под влиянием личной обиды, раз­дражения, гнева, случайного «настроения». Если христианин услышал о неблаговидном поступке своего близкого, то, прежде чем возмутиться и осудить его, он должен обернуться на себя и вспомнить, что он также немало согрешил. Лучше покрыть грех ближнего, чем осудить его, так как каждый осуждающий неизменно впадет в тот же грех, что и осужденный.

Грех уныния чаще всего происходит от чрезмерной занятости собой, своими переживаниями, неудачами, от физического и душевного переутомления, заканчивающихся депрессией. Как результат – угасание  любви к окружаю­щим, равнодушие к чужим страданиям, неумение радоваться чужим радостям, зависть. Корень этого греха -- в недостатке любви ко Христу и ближнему и рассеяннная духовная жизнь.  От этого греха очень тяжело избавиться, так как он напрямую связан с любовью человека к себе, к своей личности и есть результат ее сложной и запутанной душевной жизни. Душевные переживания и сложные отношения с близкими, воспоминания о прошлой жизни, сожаления об якобы упущенных возможностях, несбывшихся мечтах и надеждах подменяют жизнь духовную, которая основана на принятии всего происшедшего с человеком как воли Божией. Истинно духовная жизнь должна быть направлена на стяжание добродетелей, на следование Христу. Христианин должен всматриваться в образ Господа, вспоминать его благие деяния и крестные страдания, отдавать Ему свое сердце и жить мыслью о Нем, а не о своих мелких суетных удачах и неудачах. И тогда в сердце нашем воцарятся тишина и мир, о котором говорит св. Исаак Сирин: «Умирись с собой, и мирятся с тобою небо и земля». Сын Божий принял и исполнил волю Своего Небесного Отца, и мы, христиане, должны следовать нашему Господу.

Нет, пожалуй, ни одного более распространенного греха, чем ложь. К этой категории пороков следует также причислить неисполнение данных обе­щаний,сплетни и празднословие. Этот грех так глубоко укоренился в людских душах, что многие даже не задумываются о том, что любые формы неправды, неискренности, лицемерия, преувеличения, хвастовства являются служением сатане — отцу лжи. По словам апостола Иоанна, в Небесный Иерусалим «не войдет никто преданный мерзости и лжи» (Откр. 21,27). Господь наш сказал о Себе: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин, 14, 6), и потому прийти к Нему можно, лишь идя по дороге правды. Только истина делает людей свободными.

Ложь незаметно закрадывается в душу человека с детских лет в форме «бытовой» лжи, якобы невинных преувеличений, шуток, основанных на обмане. Постепенно она развращают человека, позволяя ему впоследствии ради собственной выгоды идти на сделки со своей совестью.

Как от диавола не может быть ничего, кроме зла и погибели для души, так и от лжи — его детища — не может последовать ничего, кроме растлевающе­го антихристианского духа зла. Не существует «спасительной лжи» или «оправданной», сами эти словосочетания кощунственны, ибо спасает, оправдывает нас только Истина, Господь наш Иисус Христос.

Не менее, чем ложь, распространен грех празднословия, то есть пустого, бездуховного пользования Божественным даром слова. Сюда же относятся сплетни, пересказ слухов. Часто люди проводят время в пустых, бесполезных разговорах, содержание которых тут же забывается. К сожалению, разговоры и на духовные темы увлекают верующих и уводят их от главного — внимательного отношения к своим словам и поступкам и деятельной любви к ближнему и Господу. Мы должны помнить, что от слов еще никто не оправдался, а делами любви, милосердия, заботой о ближнем, физической и духовной работой для Господа спаслись многие. Хорошо почаще вспоминать слова Господа: «За всякое праздное слово, ка­кое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправда­ешься, и от слов своих осудишься» (Мф. 12, 36—37).

Страшнейшим грехом во все времена считалось нарушение шестой заповеди — убийство — лишение другого величайшего дара Господня — жизни. Такими же страшными грехами являются самоубийство и аборт. Свое- временное неоказание помощи больному, умирающему — вообще рав­нодушие к чужим страданиям тоже следует рассматривать как пассивное убийство. Особенно ужасно подобное отношение к престарелым больным родителям со стороны детей. Убийство животных без нужды в пропитании, истязание их — это тоже нарушение шестой заповеди. «Праведный печется и о жизни скота своего, сердце же нечестивого жестоко» (Притч. 12, 10).

Один из самых сильных человеческих инстинктов – половой. Чувственность глубоко проникла в падшую природу человека и проявляется в самых разнообразных и изощренных формах. На службу ей в современном мире поставлены последние достижения техники. Культ тела, упоение чувственной его стороной, жажда острых ощущений и наслаждение ими привели к разрушению нравственных барьеров в обществе и исчезновению элементарной стыдливости. Порнография если и не стала нормой, то и не вызывает резко негативного отношения. Все это говорит о том, что седьмая заповедь – не прелюбодействуй – многими  не воспринимается как закон, а само прелюбодеяние не считается большим грехом. Между тем, православный человек должен знать, что прелюбодеяние относится к числу смертных грехов, и за него положено отлучение от церкви. Если, по слову Господа, нарушает заповедь «всякий, кто смотрит на женщину с вожделением» (Мф. 5, 28), то тем более велик грех прелюбодеяния. Церковь противo- ставляет этому законный, то есть церковный, брак между мужчиной и женщиной. Только в церковном браке, который есть таинство, отношения между мужчиной и женщиной приобретают истинную красоту и глубину. Брак, освященный Духом Святым, при этом становится союзом между мужчиной и женшиной ради спасения и будущей жизни во Христе.

Заключение

Исповедь наша не будет полной и раскаяние - глубоким, если мы не утвердимся внутренне в решимости не возвращаться к исповеданному греху. Но спрашивают, как это возможно, как я могу обещать себе и своему духовнику, что я не повторю своего греха? Не будет ли ближе к истине как раз обратное - уверенность в том, что грех повторяется? Ведь, на опыте своем каждый знает, что через некоторое время неизбежно возвращаешься к тем же грехам; наблюдая за собой из года в год, не замечаешь никакого улучшения.

Было бы ужасно, если бы это было так. Но к счастью,—это не так. Не бы­вает случая, чтобы, при наличии искреннего покаяния и доброго желания исправиться, с верой принятое Святое Причастие не произвело в душе благих перемен. Дело в том, что, прежде всего, мы не судьи самим себе. Человек не может правильно судить о себе, стал ли он хуже или лучше, поскольку и он сам, и то, что он судит,— величины меняющиеся. Возросшая строгость к себе, уси- лившееся духовное зрение могут дать иллюзию, что грехи умно- жились и усилились. На самом деле они остались те же, может быть, даже ослабели, но раньше мы их не так замечали. Кроме того, Бог, по особому Промышлению Своему, часто закрывает нам глаза на наши успехи, чтобы защитить нас от злейшего греха — тщеславия и гордости. Часто бывает, что грех еще остался, но частые  исповеди и  причащения Святых Тайн расшатали и ослабили его корни. «Не устрашайся, хотя бы ты падал каждый день и отходил от путей Божиих, стой мужественно, и ангел, тебя охраняющий, почтит твое терпение»,— говорил св. Иоанн Лествичник.,

И даже если нет этого чувства облегчения, возрождения, надо иметь силы вернуться опять к исповеди, до конца освободить свою душу от нечистоты, слезами омыть ее от черноты и скверны. Стремящийся к этому всегда до­стигнет того, чего ищет.



Источник: http://mission-center.com/inside.html?pid=1137928375761270
Категория: Cтатьи | Добавил: Настоятель (01.12.2008)
Просмотров: 753 | Рейтинг: 0.0/0

рублей Яндекс.Деньгами
на счёт 41001243291137 (сбор пожертвований на наш храм)
Rambler's Top100 Яндекс цитирования логотип 88х36 портала Православная книга России ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU христианство, православие, культура, религия, литература, творчество Рейтинг «Помоги делом»: просмотров за сегодня, посетителей за сегодня, всего число переходов с рейтинга на сайт Информация о вреде сект