Храм Покрова Пресвятой Богородицы с. Василиуцы

Каталог статей

Главная » Статьи » Интерьвью

Правду о последнем царе нужно донести до каждого
"Интерфакс-Религия" ранее уже сообщал о мероприятиях проекта "Екатеринбургская инициатива", посвященных предстоящему 90-летию убийства семьи последнего российского императора. 27 мая в рамках этой программы в мэрии Москвы пройдет научно-практическая конференция "Николай II: государственный деятель, политик и семьянин". О задачах, стоящих перед "Екатеринбургской инициативой", мы попросили рассказать президента фонда "Русский предприниматель" (Екатеринбург), сопредседателя Екатеринбургского отделения Всемирного русского народного собора Сергея Писарева.


- Сергей Владимирович, Вы один из тех, кто стоит у истоков "Екатеринбургской инициативы", кто вынашивал этот замысел. Расскажите, почему фонд "Русский предприниматель" решил обратиться к данной проблематике?

- 90-летие гибели царской семьи - это не просто круглая дата. До сих пор в нашем обществе не сложилось убедительного для всех мнения, которое объясняло бы причины переворота 1917 года. Собственно, трагедия 1918 года (цареубийство) совпала и с началом гражданской войны, и с разгоном Учредительного собрания, и с началом гонений на Церковь. С 1918-го начинается мученический путь исповедников Российских. Государь и его близкие стоят в этом сонме первыми.

Если не разобраться, в чем были причины той катастрофы, можно повторить ту же ошибку уже в настоящем. На мой взгляд, аналогии вполне уместны. События похожи, участники те же, те же искушения и искусители со старым набором предложений, разве что в современной обертке. В первую очередь сходство можно видеть в том, что, как и в предреволюционное десятилетие, экономика в стране сейчас пошла вверх, ощущается внешняя стабильность, но при этом в духовном плане заметна деградация. Ясных нравственных ориентиров внутри современного человека нет, и оптимистических перспектив в этом отношении не чувствуется. Внешняя религиозность как будто растет, но она мало воздействует на образ жизни народа. Православие, по сути, стало "городской религией" на фоне духовной деградации деревни. Население страны продолжает сокращаться. Лозунгом и целью жизни для большинства жителей России становится "Покупая, отдыхай". Если раньше в магазин ходили за хлебом или колбасой, то сегодня местом проведения воскресных дней для всей семьи становятся торговые центры, заменяя не только храмы, но и театры, кино и даже загородные пикники с друзьями. Можно привести немало примеров того, как постепенно опускается все ниже планка, которая ограничивает общепринятые нормы дозволенного, нравственного, приемлемого для большинства людей.

- Что лично для Вас значат государь Николай II и семья царственных мучеников?

- Живя в Екатеринбурге, невольно сосредотачиваешь внимание на их подвиге. Для меня по мере изучения подробностей и всматривания в смысл и дух подвига царственных страстотерпцев становится все более очевидной его глубина. Этот подвиг - светлая и трагическая тайна. Тайна не потому, что это какой-то секрет от нас, а потому, что в силу нашей незрелости мы должны всю эту глубину постичь. Самоотверженность мученика практически невозможно понять извне, ее можно только пережить, ей можно сопереживать.

Одна из причин, по которой мы взялись за "Екатеринбургскую инициативу", заключается в том, что эта глубокая тайна требует осмысления в обществе. До нашего общества, до каждого русского человека необходимо донести правду о последнем царе, о тех событиях. На мой взгляд, это может сильно повлиять в положительном смысле на эмоционально-духовный фон в обществе.

- С какой целью создается региональное отделение Всемирного русского народного собора в Екатеринбурге?

- Екатеринбургское отделение ВРНС нужно для решения задач двоякого рода. Во-первых, для продвижения идей Собора в регионе, например, очень привлекательной доктрины "Молодое поколение России", выдвинутой на последнем ВРНС в начале этого года. Во-вторых, региональное отделение поможет выработке и продвижению местных инициатив через Собор. "Екатеринбургская инициатива" - это как раз пример того, как местное начинание подхватывается в столице и других местах.

- Перечислите наиболее важные, на Ваш взгляд, задачи программы 2008 года, посвященной 90-летию цареубийства?

- Возвращаясь к вышесказанному, в качестве важнейшей задачи я хотел бы выделить описание историками, философами, богословами того, что же произошло в 1917-1918 годы, и почему это стало возможным. Вторая задача, вытекающая из предыдущей, это предложение рецептуры: как не повторить те же ошибки. На мой взгляд, трагедия начала XX века стала итогом духовного, а не социального разложения народа, и в особенности элиты. Показать это сегодня было бы очень актуально и полезно для всех нас. Наконец, третья задача - сделать историю поводом для согласия, а не конфронтации в обществе. История должна быть для нас уроком, а не тем экраном, на который мы проецируем сегодняшние свои разногласия и распри.

- На днях "Екатеринбургская инициатива" выступила с письмами к властям Екатеринбурга, Свердловской области, руководству ОАО "Российские железные дороги" с просьбой об изменении названий объектов, носящих имя Якова Свердлова. Не сеет ли такая постановка вопроса политическую рознь? Ведь за Свердлова как одного из основателей советского государства могут обидеться определенные патриотические круги.

- Мы все родом из СССР. Однако это не мешает нам ощущать свои корни еще глубже - в исторической России. Знаете, здравый смысл состоит не в том, чтобы противопоставлять эпохи, а в том, чтобы найти в разных эпохах ценное зерно, которое в них содержится. Наш фонд был инициатором известного труда "Русская доктрина", нашедшего в прошлом году поддержку у Всемирного русского народного собора. В этом труде как раз, на мой взгляд, органично сочетается советский патриотизм и патриотизм православный, традиционный, дореволюционный. При этом важно, что соединяются они через стратегию прорывного развития России. Прошлое можно примирить на оптимизме, на стратегическом взгляде в будущее. Мы не против символов СССР, но пусть это будут крупные исторические фигуры, даже противоречивые, такие как Сталин, или же яркие, положительные, героические личности, такие как Матросов, Гагарин, Чкалов.

Что касается фигуры Свердлова, она не соединяет, а раскалывает эпохи. Палач, убийца, организатор террора - это тот, кто хотел покончить с предыдущей эпохой, уничтожить ее символы. Назвать город и область его именем - значит зафиксировать разрыв с прошлым, увековечить этот разрыв. Именно такую цель преследовали названием Свердловск.

Фигура Николая II, безропотно принявшего свою участь, простившего своих убийц и потому ставшего святым страстотерпцем, - фигура, объединяющая эпохи. Сегодня он для нас является символом единения, протягивает нам руку из нашего прошлого, от которого нас попытались оторвать. Но этому историческому беспамятству не суждено было состояться. И, несмотря на десятилетия пропаганды, беспамятство не победило историческую правду. Мы помним свои корни и вспоминаем с каждым годом все больше. Все яснее видим то доброе, что соединяет поколения наших отцов, дедов и прадедов и становится почвой для будущего.
Категория: Интерьвью | Добавил: Admin (13.06.2008)
Просмотров: 733 | Рейтинг: 0.0/0

рублей Яндекс.Деньгами
на счёт 41001243291137 (сбор пожертвований на наш храм)
Rambler's Top100 Яндекс цитирования логотип 88х36 портала Православная книга России ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU христианство, православие, культура, религия, литература, творчество Рейтинг «Помоги делом»: просмотров за сегодня, посетителей за сегодня, всего число переходов с рейтинга на сайт Информация о вреде сект