Во второй части интервью черногорскому информационному агентству «Вести» митрополит Черногорский и Приморский Амфилохий рассказал о ситуации со строительством церквей и сохранении древних храмов и монастырей в Черногории.
— Существует законодательное решение ликвидировать церковь на горе Румии около города Бар. Почему этого еще не произошло, хотя с момента принятия решения прошло уже три года?
— Это один из парадоксов, если не сказать, безумие историко-политического момента, который мы переживаем сегодня. Церковь на Румии разрушили турки в 1571 году, но в народе осталось предание, что на Троицу каждый должен принести камень, а когда наберется достаточное количество камней, церковь возвратится на Румию. Крест из разрушенной церкви, который уже в течение многих веков хранит семья Андрович, ежегодно выносится на это место.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Современная церковь на горе Румия |
| |
В 1954 году государство запретило служить на горе литию. Я, конечно, никого не спросил — да и кого мне спрашивать, пойти ли на гору, которая на 2000 метров возвышается над морем, чтобы с народом, в духе многовековой традиции, совершить литию? С тех пор мы с Андровичами и народом несем крест на Румию, чтобы совершить богослужение, как это было и в прошлые века, когда во главе молился священник, за ним стоял православный народ, потом, по краям, — католики и мусульмане (согласно записи конца XIX века). Это было знаком почтения Румии со стороны мусульман, остаток их самосознания, что они некогда были христианами.
— Чья была идея возвести на этом месте церковь?
— Жители Бара высказали желание соорудить такую церковь, чтобы можно было перенести ее на Румию, и просили моего благословения. Я их благословил. Тогда они из самых современных материалов построили церковь. Правда, ее пришлось разделить на две части, потому как ни один вертолет не мог транспортировать ее целиком. Я сам был в вертолете, когда первая часть церкви отправилась в полет. Это было самое величественное зрелище в моей жизни — смотреть, как над Божиими горами летит церковь.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Транспортировка разобранного храма |
| |
Так переправили одну часть, потом вторую, собранными за эти века камнями обнесли церковь, установили колокола из России. Никто не мог поверить, как такой маленький объект приобрел такое вселенское значение и столько противников. Он ведь не угрожает никому и ничему. Пусть все мусульмане и католики Черногории приезжают в этот день на Румию — я буду самым счастливым человеком.
— Министерство приняло решение о ликвидации церкви, но оно не исполняется?
— Министерство приняло это решение под давлением, а не руководствуясь логикой. В то время было построено много зданий, церквей, мечетей без разрешения, но все смотрят лишь на одну маленькую церковь. Такое иррациональное решение могло прийти кому-то в голову только в наше время. Я глубоко уверен: только в том случае, если победит тотальное безумие, кто-то придет и разрушит церковь на Румии.
—Почему церковное имущество, которое в девяностых годах было записано на отдельные монастыри и церкви, сегодня регистрируется на митрополита, митрополию, Сербскую Православную Церковь, Белградскую Патриархию и отдельные епархии?
— Римско-католическая Церковь Черногории использует 15 различных способов регистрации церковного имущества. Никто не ставит под вопрос имущество Барской католической епископии и Которской епископии. Никто не спорит, что церковное имущество принадлежит какому-то селу или монастырю; между тем, пусть будет известно, кто является его титуляром (владельцем — Ред.), а им является Черногорско-Приморская митрополия.
До сих пор ни у кого не возникало вопросов относительно принадлежности храмов, даже во времена коммунизма. Весь тот минимум, который был оставлен Церкви, именовался Сербской Православной Церковью. Сегодня нашелся кто-то, кто сознательно запутал ситуацию и теперь пытается беззаконным путем перерегистрировать и присваивать имущество. Конечно, это не может продолжаться долго. Сейчас идет XXI век, мы усваиваем новые европейские стандарты, и это не может так закончиться.
— Кто имеет право на монастырь Златица, учитывая тот факт, то речь идет о раннехристианском храме?
— Древнехристианское наследие у нас совместное, и Востока, и Запада — до XI и XII веков. После раскола одна часть этого наследия отошла к Римско-католической Церкви, другая — к Православной. К Зетской митрополии отошли древние церкви и монастыри, построенные на земле, где жили православные, и где православная вера преобладала. Следовательно, те старинные монастыри относятся к Православной Церкви.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Руины на месте монастыря Златица до начала восстановительных работ |
| |
Они относились к ней и в течение многих веков, до тех пор, пока наши господа Мугоша (Андриджа Мугоша — председатель президиума Скупщины Черногории в советские времена) и Орландич (Марко Орландич — секретарь ЦК КПЮ) не додумались под покровом ночи стереть имя собственника. Митрополия даже купила здание и землю, чтобы на одной части купленной земли построить новую церковь, которая была бы на службе сохранения древней Златицы.
Пока митрополия не начала работу по восстановлению, в Подгорице не знали, о чем идет речь. Это место они уже звали «развалины». Это — раннехристианский храм, но митрополия была и остается ее хранителем: в 1931 году от Захумско-Рашской епархии он перешел к митрополии Черногорско-Приморской. Десять лет назад Златица вновь была торжественно провозглашена монастырем.
— Каковы отношения между представителями верховной власти и церковными иерархами?
— Общее настроение хорошее, но, должен признать, я не полностью удовлетворен состоянием этих отношений из-за отсутствия закона о реституции имущества Церкви, а также из-за форсирования недавно возникшего религиозного объединения, если его вообще можно так назвать.
— Планируется ли строительство «храма трех реликвий»* в Цетинье?
— Надеюсь, что с Божьей помощью исполним завет короля Черногории Николы Петровича, но некоторое число цетинцев полагает, что им не нужен храм. Мое предложение было такое: поместить реликвии в Цетинский монастырь, для этих целей и предназначена капелла. После этого возникла идея построить для них отдельный храм. Пока на этом все остановилось, посмотрим, что будет дальше. Я надеюсь, что мои цетинцы, а также все, кто выступает против строительства храма Святой Троицы, созреют для этого и поймут, какое это будет благословение для Цетинье.
— Что означает решение вернуть митрополиту Черногорско-Приморскому титул архиепископа?
— Это — дань уважения Архиерейского Синода Сербской Православной Церкви столице великих черногорских митрополитов. Они носили титул архиепископа и иерарха священного Печского трона. Титулы возрождаются во времена митрополита Амфилохия, но не из-за любви митрополита к титулам, а в знак почтения Черногории.
Информационное агентство «Вести». Перевод — Патриархия.ru.
|