По восточному календарю 2012 год – Год Дракона. В канун новогодних праздников в редакцию Правмира пришел вопрос:
На работе и в
школе дракон – главный элемент в украшении к празднику, нас уже начинают
задаривать драконами. Скажите, можно ли православному человеку
участвовать в праздновании года Дракона и как вообще относиться к
праздникам по японскому календарю? Отказываться, не принимать подарки?
Или что делать?»
Отвечает протоиерей Игорь Прекуп.
Что делать, если так празднуют на работе или в школе?
Протоиерей Игорь Прекуп
Знаете, как-то автоматически при вопросе «что делать?» возникают как бы по бокам: «кто виноват?» и «с чего начать?»
А делать надо то, что подсказывает совесть. Конечно, ей нужна
«информация для размышления». Хорошо, давайте подумаем. Откуда вся эта
мода на фантастический зверинец, которая отнюдь не вчера зародилась в
нашей отнюдь не восточной по своей ментальности среде?
Всем нам известно классическое выражение «Восток – дело тонкое»… А
тонкости так хочется в нашем грубом, жестоком мире! Ах, как хочется
утонченной экзотики, хоть капельку, хоть чуточку посреди этой пресной,
нудной рутины, среди пустыни материальности – оазис духовности!.. Что ж
еще остается нам, кроме как обратиться к незамутненной пошлой бытовухой
восточной мудрости, к ее таинственному духовному знанию и таким
освежающим ритуалам?
Нет, пожалуйста, конечно, каждый волен проводить досуг по своему
усмотрению, верить, во что хочет, и совершать ритуалы хоть китайские,
хоть племени мумба-юмба – мы свободные люди в свободной стране, на
здоровье, но… а причем тут Православие? Если человек считает себя
православным, если хотя бы своих детей крестит и покойников отпевает,
куличи да пасхи освящает (я уж не говорю об участии в богослужениях) –
словом, считает себя православным христианином, причем тут весь этот
полуфантастический зверинец?
Вполне легко представить реакцию определенной категории читателей: Ой!! Ну вот, опять попы краски сгущают! Достали уже со своими регламентами и дресс-кодами!
Нет, не сгущаем. А что касается дресс-кодов или норм поведения,
образа жизни, то никто ничего не навязывает «внешним», а вот тем, кто
идентифицирует себя с Православием, тут уж простите, но мы обязаны
советовать, подсказывать с той степенью настойчивости, которая требуется
в зависимости от значимости сообщаемого знания для спасения души.
Итак, продолжим. Опустим вопрос достоверности ненаучного знания и
обратим внимание вот на что: согласно гороскопному преданию характер
человека, а то и вся его жизнь детерминированы влиянием стихий мира сего
(в данном случае неважно, через созвездия, образы деревьев или животных
и т.п.). Допустим, что так оно и есть, что некие стихии в самом деле
как-то закономерно влияют на человека. И что мы имеем? О чем уместно
вспомнить человеку, для которого Христос не мифический или всего лишь
исторический персонаж, а Бог, ставший Человеком, чтобы человек стал
богом по благодати?
Например, вот, о чем: «Смотрите, братия, чтобы кто не
увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по
стихиям мира, а не по Христу» (Кол. 2; 8). И тот же Апостол говорит о том, что у мира сего есть начала, власти, мироправители тьмы века сего – духи злобы поднебесной
(Еф. 6; 12). Т.е. стихии эти отнюдь не нейтральны в мистическом плане,
они пропитаны силой падших духов – это их область. В естественном
присутствует сверхпротивоестественное…
Вот почему если признавать реальность влияния стихий на человека, то
следует признать и ту примесь, которая в них, наряду с естественным
началом, присутствует и влияет на мир. И тогда отношение к калейдоскопу
гороскопов уже не видится как нечто нейтральное: ведь если в том, что
влияет на состояние души человека, на его побуждения и наклонности,
присутствует наряду с «физикой» еще и мистика, то неизбежно встает
вопрос о подчиненности его воли: кому?.. Кто пытается влиять на человека
посредством природных сил? Кому подчиняется человек, принимая эти
«правила игры»? Ведь, играя по чьим-то правилам, он тем самым признает
кого-то хозяином территории игры, а себя – «на его поле».
Если «поле битвы – сердца людей», то кому человек обреченно сдает
свое сердце, считаясь с астрологическим прогнозом? Ведь, если человек не
просто знает, а именно подстраивается под полученное знание, то он
отнюдь не «всего лишь» признает реальность этой закономерности, но
относится к ней как к закону, которым пренебрегать – себе дороже. Чей
это закон? Не того ли, кто тщится поставить свой закон вместо закона
Божиего?
Увлечение гороскопами бывает, разумеется, разной степени. Кто-то
просто живет, что называется, «с оглядкой» на них, а кто-то «свято»
верит в предопределенность и запрограммированность жизни в целом и
каждого человека в отдельности (кстати, даже сами астрологи признают,
что астрологическая детерминированность личности обратно пропорциональна
живости ее веры в Бога, доверия Его Промыслу).
Богоотступничество,
как и любой грех, бывает разной степени. И грех греху рознь – в
зависимости от степени вменения, последствий и т.п. Но разрушительная
для души суть не меняется.
Страшилки? Да что вы! Ничуть. Смотрите сами: все эти приготовления,
покупки знаков очередного грядущего года (о драконе отдельно скажем пару
слов), подарки с этой (давайте называть вещи своими именами) оккультной
символикой, ритуальные действия (типа сожжения бумажного дракона в
заключение праздника) – что это как не культ? Шутовской, скажете? Понарошку, никто же не верит ни в какого дракона, просто надо же людям позабавиться?.. Ой!.. А давайте хоть себе врать не будем, а?
Большинство людей, узнавая из популярного чтива, «как сделать
правильно», сознательно или втайне от себя надеется, что точное
исполнение всех ритуальных действий как-то положительно повлияет на их
жизнь в наступающем году: убережет от напастей, принесет удачу… и это
вожделенное, неуловимое счастье! А вдруг?.. Насколько всерьез – это уж
кто, как. Но надеются. Все.
Конечно, не тигру, не дракону, не кролику и не еще какой твари Божией
поклоняются люди, но тому, что они олицетворяют – неведомой,
таинственной силе, силе могущественной, влиятельной, силе стихийной,
которую не проконтролировать, так хоть предсказать можно и подстроиться
под нее. А такая шутливая форма – всего лишь камуфляж для самих себя:
стыдно же взрослому человеку верить во всякую чушь, ожидать от каких-то
куколок и притопов-прихлопов реальной помощи; мы, типа, и не
верим вовсе, а так, веселимся и ликуем… понарошку, играем, отрываемся,
бежим от серой, скучной реальности. Помечтаем!
Что ж, вольному – воля. Только самообман – отнюдь не лучший способ успокоить совесть.
Отказываться ли от роли дракончика?
Думаю, да, отказываться. Только вопрос еще в том, кто отказывается,
как и почему. Это должно делаться не по запрету, а осознанно, по
совести.
Не аргумент, что в восточной мифологии – это очень даже милое
существо. Не аргумент потому, что мы – не китайцы по менталитету. В
нашей культуре с образом дракона связано представление о «человекоубийце
искони», о враге рода человеческого.
Попытки
переосмыслить этот спасительный стереотип (да-да, именно так, потому
что на определенном этапе, пока еще не сформировано крепкое христианское
мировоззрение, иной стереотип может уберечь от погибельного шага)
чреваты формированием «толерантности» к демоническому миру. Одно дело
посмеяться над… драконшей в «Шреке» и ее нежной страстью (это все же
персонаж из конкретного произведения), другое – дракон из восточной
мифологии, его образ и ритуальные манипуляции над ним.
И неважно, что это мало отношения имеет к подлинной китайской
традиции, важно, что человек, пусть даже в игровой форме, но
поучаствовал в культе века сего. А князь мира сего свободен от мелкого
самолюбия. Его гордыня пренебрегает такими деталями, как недостаточно
серьезное отношение к ритуалу. Он и такую жертву принимает, и такого
поклонника приветствует.
И что делать, когда драконов дарят?
А тут общих советов нет. У меня во всяком случае. Потому что зависит, кто, как и почему дарит.
Это как с постом. В
гостях у одного человека, который по простоте сердца угощает тебя
непостным, ешь и не давай повода для огорчения, а потом, по совету св.
Алексия Мечева, можешь чуток усугубить пост. Другой же тебя сознательно
искушает, для него твоя уступка – компромисс, в определенной мере
отступничество (нередко к этом располагают, чтобы свое нарушение не
чувствовать, чтобы свою совесть успокоить, нет, мол, «праведного ни
одного», я не хуже других), тогда не стоит идти навстречу.
Одно дело кто-то по несвятой простоте дарит, желая как-то выразить
свое расположение и не подозревая, что вас это ставит в неудобное
положение: тогда, если он в состоянии вас понять, лучше уклониться, в
двух словах объяснив, что вам это не по вере; если же у вас есть
достаточные основания предполагать, что человек не поймет и обидится,
будучи оскоблен в самых лучших чувствах, тогда примите, но, разумеется,
от этого «сувенира» следует избавиться.
Но когда кто-то, понимая, что вы к этому относитесь серьезно и без
компромисса с совестью подарок принять не сможете, все же лукаво
пытается вам всучить сей «знак внимания», следует вежливо, но твердо
объяснить, что для вас это неприемлемо, и, по возможности, объяснить,
почему.
|