То, что пост помогает молиться,
произносится почти как общее место. И тому, кто не
постится, теоретически ясно, что на полный желудок
приятнее перед телевизором лечь, а не поклоны
класть. И ложится он поэтому, уже совершенно
практически, перед телевизором с приятным
чувством сытой тяжести, довольный
обладанием теоретических знаний.
Нужно, однако, испытать на себе, как именно неядение или
сухоядение помогает молиться. Нужно испытать, как
поднимается наконец откуда-то из сердца слеза и
выкатывается, принося утешение. Испытать и
запомнить нужно, как мешает этому зарождению и
появлению слез тяжесть объедения или
послевкусие лакомства.
Теоретическое знание и не греет, и сдувается, как
пыль. Человек, голым умом помнящий о том, что
Христос больных исцелял, в случае болезни способен
тут же побежать к «бабке». Нужен опыт, тот
самый, о котором Пушкин сказал: «Сын ошибок
трудных».
Один мой знакомый священник в день
памяти 40 мучеников Севастийских утром ледяной
душ принимал, чтоб ломоту в костях ощутить. И это
для того, чтобы затем, рассказывая в
проповеди о том, как они на льду замерзали,
выбирать выражения менее восторженные,
но более прочувствованные.
Молитва должна быть «молитвой
веры» (Иак. 5: 15), и пост помогает молиться
потому, что помогает верить в Бога Истинного.
Совсем без поста, всегда без
поста человек приближается к такому состоянию, о
котором апостол сказал: «Их конец – погибель,
их бог – чрево, и слава их –
в сраме, они мыслят о земном» (Флп. 3: 19).
Кто кланяется хоть бы и ложному богу, сознает себя ниже
того, кому кланяется. Филарет Московский
восклицает: «Как же низок должен быть
человек, для которого бог – чрево!»
Человек тогда и распознать свое рабство
не может, поскольку целиком в него погружен. Мы,
люди, в полном составе работаем чреву,
этому лукавому и ближайшему господину, как
называет его Лествичник. Но узнать
свое рабство и потеснить идола в
правах – уже немало. Чрево может быть
«богом» с маленькой буквы, а двум
господам служить нельзя. Нужно исполнять заповедь:
«Богу твоему поклоняйся и Ему одному
служи» (Мф. 4: 10).
Так что поклонение Богу «в духе и истине»
(Ин. 4: 24) с логической неумолимостью предполагает хоть
какое-то упражнение в посте, хоть по временам.
А молитва помогает посту? Еще бы! Без
молитвы пост вообще не нужен. Бес не ест, не
спит, но и не молится, не поклоняется Господу неба и
земли. Неровен час, постящийся, но не молящийся
человек вместо очищения души и тела добьется
лишь умножения злобы и углубления лукавства.
Углубит такой человек состояние падения и еще больше
запутается вместо того, чтобы выйти на
свободу.
Пост, таким образом, молитве помогает, а
молитва пост оправдывает.
Если они вместе – пост и молитва,
то они, сплетаясь, будут поддерживать друг друга
постоянно. Молясь, к примеру, человек не так остро
чувствует остроту воздержания.
Горение молящегося духа заставляет забыть о
телесных нуждах. Так и люди, уходившие за Иисусом
в пустые места, готовы были часами и днями
сидеть у Его ног, обо всем забыв.
Телесные нужды меркли вблизи Христа. Так и Мария не
помогала Марфе греметь кастрюлями, и целые толпы,
замерев, слушали Его. Но когда Он
умокал, телесная нужда заявляла о себе. Почему
и Христос говорит: «Жаль Мне народа, что
уже три дня находятся при Мне, и нечего им есть.
Если неевшими отпущу их в домы их,
ослабеют в дороге» (Мк. 8: 2–3).
Вот как. Ослабеют, потому что
«неевшие». Но ослабеют только
«в дороге». Близ Христа не ослабеют
– благодать не даст. Так близость к Богу и общение с
Богом (а молитва это и есть общение с Богом) и
оправдывает пост, и облегчает прохождение
поста.
Слава Тебе, Господи!
Что же милостыня? Она ведь в
Евангелии поминается в ряду поста и
молитвы как одна из добродетелей, творимых
в тайне. Отец, сказано, видящий тайное,
воздаст за эти труды и подвиги явно.
Милостыня тоже нужна. Она тоже крепко связана
с постом и молитвой. Отношения между ними
таковы, что милостыня помогает молитве,
а пост помогает милостыне. Поясню кратко.
Доброе дело рождает дерзновение. «Ты отдал
серебро, а приобрел дерзновение перед
Всемогущим Богом», – говорит
Златоуст. То есть ты, через руки нищих, дал Самому Христу
помощь. Теперь проси у Христа, чего ты хочешь. Он
выслушает тебя. Это касается не только денег,
поскольку милостыня шире подаяния.
Например, ты посетил больного в больнице. Купил
лекарств, потратил день, посидел у кровати. Ты
у Христа был! Теперь проси, молись! И сам
почувствуешь, сколько радости и силы принесет
тебе молитва, совершаемая после дел
милосердия. Так милостыня разогревает и
усиливает молитву веры.
А пост учит обходиться малым. По крайней мере,
обходиться меньшим учит пост. Раз было что-то, а теперь
стало «меньше», то должен появиться и
«остаток». Остаток отдай ближнему. Так
пост поможет милостыне!
В древности был обычай: строго
постившийся человек откладывал цену
дневного пропитания. Со временем эти деньги
накапливались, и из них можно было удобно
творить милость, от себя, по сути, уже ничего не
отнимая.
Вообще человек тем охотнее думает о других,
помогает другим, чем меньше он «зациклен» на
себе. Пост как раз призван смирить себя,
поменьше о себе думать и на себя тратить – денег,
времени, мыслей. Значит, излишек, избыток можно
отдавать. Эгоист не хочет ни поститься, ни
милосердовать.
Мы обнаружили тройную связь поста, молитвы и
милостыни. Мы соединили эти добродетели вместе, как
пальцы при троеперстии, чтобы освятиться знамением
Креста. Мы пропели им похвалу, чтобы с их помощью
прославить Святую Троицу – Отца и
Сына и Святого Духа – и укрепиться в
вере, надежде и любви!
Скажем еще в завершение, что человеку
предстоит всю жизнь учиться любить Бога,
миловать ближних и исправлять
себя. Для этого нужен человеку союз
молитвы, милостыни и поста.
Человеку крайне необходимо правильно
выстроить отношение к Господу Богу, к ближнему
и к себе самому. Отношения эти звучат так:
Богу – молитва, ближнему – милость, к
себе – благоразумная строгость. И здесь мы никуда не
уйдем от необходимых, как воздух, словом
Божиим возвещенных триединых –
молитвы, милостыни, поста.
Пусть будут они неразлучны, потому что сказано:
«И нитка, втрое скрученная, нескоро
порвется» (Еккл. 4: 12).
|