Представьте, что с одной
стороны от вас играет музыкант на скрипке, а с
другой трудится рабочий с отбойным молотком. Разберете
ли вы мелодию скрипки? Или увидите только
движение смычка по струнам?
Мелодия скрипки – это то вдохновение,
которое рождается в душе при мыслях о Боге, это те
звуки духовного мира, которые пробуждают душу
к чистой и целомудренной жизни, это те отблески райской
красоты, наблюдаемые в природе, которые
свидетельствуют о Небесном Отце.
Отбойный молоток – шум внешнего мира и
скрежет наших страстей, которые своим нестерпимым
воем оглушают душу, на время лишают нас
духовного слуха. Вся внешняя суета,
спешка, впечатления, мирские
удовольствия и собственная
греховность не дают услышать в своей
душе звуки духовной жизни,
почувствовать райскую гармонию,
вернуться к Небесному Отцу.
Чтобы остановить отбойный молоток страстей и
освободиться от шума ежедневной суеты,
Церковь предлагает христианину пост – особое
время, когда мы имеем возможность
отвлечься от внешнего шума, попытаться
преодолеть свои страсти, и в общении с Богом
обрести гармонию личной жизни.
Иногда от людей, еще не воспринявших
церковную жизнь, можно услышать, что они не постятся
потому, что если они будут поститься, то этак
«совсем дойдут» – упадет
уровень гемоглобина в крови,
голова будет кружиться, в теле появится
слабость. То есть, сам пост они рассматривают с
точки зрения его физиологической пользы. Понятно,
что при таком подходе легко отыскиваются
оправдания для отмены поста. Есть, конечно, и
другие примеры, которые приводят батюшки. Это
вполне реальные случаи, когда, допустим,
человек страдал болезнью, исключающей пост, но
все равно брал благословение, постился и
в итоге становился абсолютно здоровым
(подобный подвиг, конечно же, не для всех).
Однако мы хотим сказать о другом. Пост
– не диета и не временное уподобление
вегетарианству. Пост – это, прежде
всего, духовное делание, которому мы стараемся
подчинить нашу душу и нашу плоть. Именно пост учит нас
управлять своим естеством,
господствовать над возникающими
пожеланиями и через это достигать самой трудной победы
– победы над самим собой.
Вспомним пример казаков из «Тараса
Бульбы» Гоголя. Сечь, хотя и молилась в
церкви и готова была защищать ее до последней
капли крови, однако не хотела и слышать о посте и
воздержании. В итоге, их внутренний дух
оказался ослаблен, что выразилось в примере
предательства и в конечном поражении
казаков. А вот что говорил святитель
Игнатий Брянчанинов: «Гордый
человек! ты мечтаешь так много и так высоко о
уме твоем, а он – в совершенной и
непрерывной зависимости от желудка».
Действительно, о чем будет думать человек,
привыкший ублажать свое чрево, в
минуту голода или скудного пропитания? Не научившись
господствовать над своим телом, мы
оказываемся в жалкой, рабской
зависимости от него. Это относится не только к
желудку, но и к половой сфере человека,
в которой могут проявляться самые
беспорядочные желания, и к нашему слуху и зрению, когда
уже трудно отвлечься от бесконечных
прослушиваний популярной музыки, просмотров
сериалов и участия в компьютерных играх.
Ведь пресыщение может быть не только едой, но и
видеопродукцией, играми, бестолковым общением
с приятелями, самым отдыхом. Может ли такая душа в
самой себе обрести гармонию?
Пост – это время, когда мы получаем
возможность достичь победы над своим
естеством, упорядочить свою внутреннюю
жизнь. Пост – это особый, более
трезвенный, покаянный настрой души,
воздержание от участия в мирских
увеселениях, внимательное приготовление
к исповеди, увеличение своего
молитвенного правила. Как весеннее
солнце, согревая землю, растапливает снег, так
и пост согревает душу духовным теплом, убирая
с нее лед грехов и пороков. Известны
случаи, когда именно в пост некоторые люди смогли
преодолеть свои дурные привычки, такие как
курение, сквернословие, злоупотребление
алкоголем. В богослужениях, молитвах, личных
усилиях христианина погашается привязанность к
чувственным удовольствиям, а сам
он восходит к приобщению духовным истинам.
Поэтому после терпеливо пройденного поприща
поста, после регулярного присутствия на
продолжительных богослужениях, после чистосердечной
исповеди и частого участия в Таинствах
душа испытывает облегчение, освобождение и
утешение.
Постясь, христианин ограничивает себя в
употреблении пищи животного происхождения, а также
хранит меру в самом количестве еды. Зачем это
нужно? Душа каждого из нас находится в тесной
связи с телом, поэтому состояние тела напрямую
влияет на состояние души. И если в Раю у
человека душа господствовала над плотью,
то теперь у нас плоть господствует над душой.
Значит, надо научиться покорять плоть душе. «Когда
царь собирается взять неприятельский город, –
пояснял преподобный Иоанн Колов, – он прежде
всего пресекает подвоз в него съестных
припасов. Тогда граждане, будучи утеснены голодом,
покоряются царю. То же бывает и с плотскими
вожделениями: если человек будет
проводить жизнь в посте и голоде, то
беспорядочные желания изнемогут». С древности
известно, что каждый вид пития и пищи имеет
свое воздействие на организм. Пища
способна не только поддерживать нашу деятельность,
но и препятствовать ей. Все мы знаем
блюда и напитки, которые услаждают и разгорячают,
расслабляют и утяжеляют организм. Когда желудок пресыщен,
ум становится ленив, сердце грубеет,
разве способен в таком состоянии человек
чисто и искренно молиться Богу?
Пресыщение влечет за собой в душу
ожесточение, напыщенность, разные страстные пожелания. А
пост смиряет душу. Ведь доставляемое постом
чувство голода избавляет человека
от самодовольства и самомнения,
открывает человеку его немощь,
заставляет чаще вспоминать про Бога.
Молитва постящегося делается особенно сильной,
произносится не поверхностно, а из самой души, из
глубины сердца, направляет, возносит его к
Богу. Продукты растительные оказывают более
легкое действие на организм и не провоцируют
в естестве движение низких, грубых
страстей. Если выразиться образно, легкое
судно скоро переплывет море, а обремененное лишним
грузом затонет в морской пучине.
Вместе с тем, пост – не только телесное
воздержание. Святитель
Иоанн Златоуст призывал: «Пусть
постятся не одни уста, но и зрение, и слух, и ноги, и
руки, и все члены нашего тела. Пусть постятся
руки, пребывая чистыми от хищения и любостяжания.
Пусть постятся ноги, перестав ходить на
противозаконные дела. Пусть постятся глаза
– зрение есть пища очей. Всего нелепее было бы
воздерживаться от пищи, а глазами пожирать то,
что запрещено. Ты не ешь мяса? Не пожирай же глазами
своими сладострастия. Пусть постится слух; а
пост слуха в том, чтобы не внимать
злословию и клевете. Пусть и язык
постится от сквернословия и
ругательства, ибо что пользы, если мы от птиц и рыб
воздерживаемся, а братьев наших угрызаем
и съедаем. Злословящий пожирает тело брата, угрызает
плоть ближнего». И если говорить наиболее
точно, пост есть воздержание от всего, что
мешает нам быть с Богом и приземляет наши
духовно-нравственные стремления. Именно
такой пост возводит естество
человека к райской гармонии, при которой все
чувства и желания тела находятся в
полном повиновении душе.
Тело человека можно сравнить с музыкальным
инструментом, а душу с музыкантом, который должен умело
обращаться со своим инструментом. Если
музыкальный инструмент поврежден или его струны
расстроены, музыкант не сможет достичь гармоничной
мелодии. Но и если сам музыкант не достаточно обучен,
успеха у него тем более не будет. Христианский пост есть
воспитание души, обучение ее духовным
навыкам, а также – врачевание тела
от греховных страстей, дабы естество
человека могло служить Богу гармоничной
духовной жизнью.
Для того нам и дан пост, чтобы уподобить свою душу
дивной скрипке, издающей прекрасную мелодию
духовной жизни, а не превращаться в
отбойный молоток, все время тупо грохочущий,
вгрызаясь в пропитанный выхлопными
газами асфальт. Дай Бог всем нам употребить
время поста на преодоление в себе тех немощей,
грехов и слабостей, которые более всего
препятствуют нашей духовной жизни, и обрести
ту райскую гармонию, при которой все
чувства и желания тела находятся в
полном повиновении душе.
|