Протоиерей Андрей Ткачев
Не вижу в Новом году великого праздника, но если
кто-то хочет праздновать — пусть празднует. Смысл Нового года в том,
чтобы поблагодарить Бога за прошедший год и взять благословение на год
начинающийся.
В Новый год я бы посоветовал всякому верующему человеку, который
умеет читать, прочитать 13 главу Евангелия от Луки. Там говорится о
некоей смоковнице, которая была насаждена в винограднике, долго не
приносила плодов, и хозяин решил её срубить, но виноградарь просил его,
говоря: оставь её ещё на один год, я окопаю её и обложу навозом, если
она не принесёт плода, срубишь её. В этом и есть смысл Нового года –
каждый человек похож на дерево, Господь Бог ждёт с него плодов, и, если
человек не приносит плода год за годом, то в конце концов дерево будет
срублено.
Смысл Нового года в том, что нужно поблагодарить Бога за прошедший
год и взять благословение на год начинающийся. То есть будет ли человек
совершать «всенощное бдение» перед телевизором с надоевшими физиономиями
– это его личное дело. А помолиться, поблагодарить за прожитое и
испросить благословение на начинающееся – это священная обязанность
всякого верующего человека. Это можно делать и 14 января, в Старый новый
год, и 1 сентября, это можно делать много раз в году, даже каждую
неделю, меряя свою жизнь малыми Пасхами – воскресными днями. Это лишний
способ оценить прошедшее и приготовится к будущему.
У каждого человека есть свой Новый год – это День Рождения, когда мы
прибавляем один год к возрасту, заканчивается одно и начинается другое.
Это необходимые рубежи жизни, на которых мы должны сами стать новыми,
потому что никакое новое счастье не ожидает человека, если он сам не
стремится к новизне, к Новому Завету. В Новый год есть о чём поговорить,
и на приходах, и на других собраниях, особенно, если настроиться на
серьезный разговор.
Что же касается празднования и поста в эти дни, то мы должны
оставлять свободу воли и выбора всякому человеку, поскольку каждый
должен сам рассудить о своей жизни. Если кому-то интересно мое мнение,
то я не вижу в Новом году великого праздника и причин для торжества, для
шумного веселья. Но если кто-то хочет веселиться, пусть веселится,
помня о рамках приличия и других необходимых составляющих.
Надо оставлять свободу воли, потому что запретами никого не улучшишь,
не свяжешь по рукам и ногам, люди всё равно делают, что хотят. А вот
провести с ними серьезную беседу о серьезных, необходимых вещах – надо.
Поэтому мне кажется, Церковь правильно поступит, если она откажется от
таких заявлений: идёт пост, и вы не должны есть мясо, сметану и колбасу –
это само собой понятно, верующий это знает, а неверующий не хочет
знать. Но Церковь поступит хорошо, если использует возможность, чтобы
поговорить с людьми о важных вещах.
Кто-то говорил, что Новый год был единственный неидеологизированный
праздник советской эпохи, и это верно. Всё остальное было так или иначе
связано с КПСС и соответствующим мировоззрением. А Новый год
единственный счастливо избежал идеологизации, и он попадал на
рождественский цикл, находящийся между католическим и православным
Рождеством. Соответственно он хронологически был встроен в атмосферу
чуда и чистой радости. Все это впиталось и люди уже интуитивно празднуют
Новый год, без глубоких мысленных построений. Поэтому можно отмечать
Новый год, но не забывать о приличиях.
|