В конце Божественной литургии при архиерейском чине ее совершения
каждый служащий священник подходит за благословением к архиерею. Это
правило неукоснительно соблюдается и тогда, когда службу возглавляет
Патриарх, но, казалось бы, знакомое уставное действо имеет в этом случае
совершенно иное внутреннее содержание. У своего правящего Владыки, с
которым общаешься и встречаешься довольно часто, и который знает о тебе
даже больше, чем сам ты ведаешь и благословение сугубо «свое», привычное
и ожидаемое.
Иное дело Патриарх. Особенно для тех, кто из своего провинциального
«далеко» видел Святейшего только по телевидению, да на журнальных и
газетных страницах. Одно слово «патриарх» тут же вызывает ассоциации,
где сплетаются величие, недоступная высота служения, историческая
значимость и какая-то реально увиденная неотмирность.
Именно в таком, удивительно возвышенном состоянии и в тоже время с
удивительным благоговейным волнением, подобным тому, которое испытывал в
первый год своей священнической жизни, подходил я в череде священства
отслужившего вместе с Патриархом Кириллом на Театральной площади Луганска под святительское благословение.
- Благословите, Ваше Святейшество, – а в ответ патриарший взгляд. Не
простой, для всех стандартный и одинаковый, а радостно всматривающийся,
излучающий любовь и надежду на понимание. Это не грозный взгляд
вершителя судеб, и не безразличные глаза руководителя сотен и тысяч. В
этом взгляде и словах, сказанных Патриархом, было именно личное
обращение. Святейший смотрел именно на меня и говорил, скорее даже
просил, только меня, чтобы хранил и берег я веру православную и любил
прихожан своих.
Есть такое выражение «взгляд, проникающий в душу». В данном случае
это был взгляд, душу возрождающий и одновременно наставляющий, и
утверждающий.
Мне непросто понять, как при той ежедневной колоссальной нагрузке и
графике служб, поездок, встреч и прочих мероприятий наш Патриарх умеет
постоянно быть небезразличным, как и трудно сейчас найти вопросы
общественной и церковной жизни, которые обошли бы стороной Святейшего.
Хотя не столь давно сам Патриарх приоткрыл мне одну особенность
своего служения, которая дает ему силы. В прошлом году в удивительно
теплом интервью киевской телекомпании «Эра» он сказал:
«Я стараюсь посохом не стучать, даже оставаясь наедине,
хотя иногда и есть поводы для этого. Слишком много гнева и злобы в
человеческом обществе, чтобы она еще и от Патриарха исходила».
Подумайте, сколь часто мы своим священническим «посохом» стучим, как
нередко в нашем служебном и житейском обиходе царствуют категорические
определения и указания, сколь преобладают в мыслях наших осуждающие
интонации… Видно оттого и взгляд наш не столь любвеобилен.
Сегодня многие из нашей православной среды говорят о необходимости
«агрессивного миссионерства», о том, что надобно быть коммуникабельным,
доступным и образованным. Ни одного Синода не проходит, где бы ни
подчеркивались эти задания: быть многогранными в православной
деятельности. Но, давайте честно признаемся, что не очень пока
исполняются эти пожелания. На бумаге лишь они, да в интернетных
дискуссиях. Мы, к сожалению, и в день сей большей частью остаемся на
уровне грибоедовского Репетилова: «Шумим, братец, шумим».
Невольно задается вопрос, почему Святейший может быть многогранным в
своей деятельности, откуда у него берутся знания, силы и умение?
Он сам на это ответил. В том же интервью:
«Я люблю все, я люблю жизнь. Я люблю природу, люблю
людей, люблю искусство, люблю спорт, но больше всего в жизни я люблю то,
чем я занимаюсь, — я люблю Церковь и люблю церковное служение, люблю
молитву и люблю размышлять, люблю открывать свою душу Богу, потому что
реально чувствую Его присутствие в своей жизни».
Основа патриаршего умения любить святым Евангелием определена. Вот слова апостольские: «Бог
же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем
имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело»
(2Кор.9:8). Именно любовь к мысли, к постоянному открытию Богу своей
души и дает возможность получать ту благодать, о которой говорит
апостол.
И еще одна отличительная черта нашего Патриарха. Он всегда
подчеркивает, что только идеал Святой Руси может даровать народам нашим и
духовную крепость, и жизненную стабильность, и спасение в вечности.
За Божественной литургией в Киево-Печерской Лавре в День крещения Руси Святейший сказал:
«Были грешники, были и преступления, были и слабости в
народной жизни, но как величайшую ценность через тысячу лет мы пронесли и
проносим великий идеал Святой Руси — общности людей, в которой главной
доминантой жизни является праведность. И как бы снисходительно и
презрительно ни взирали на нашу детскую и наивную веру сильные мира
сего, как бы ни пытались они обливать ее грязью и презрением, мы со
смирением и в простоте сердец будем хранить эту наивную веру, что
помогала народу нашему встать и на защиту Отечества, и веру сохранить, и
детей воспитывать несмотря на страшные гонения и притеснения».
Сочетание общественного служения с этой великой идеей, которая внутри
себя подразумевает любовь к каждому, к тебе приходящему, и есть
отличительная особенность нашего Патриарха.
Именно поэтому так проникающе любвеобилен его взгляд. Взгляд, который утверждает истину и дает силу.
С Днем Рождения, Святейший!
|