Храм Покрова Пресвятой Богородицы с. Василиуцы

Каталог статей

Главная » Статьи » Cтатьи

ПОЧЕМУ МОЛОДЕЖЬ НЕ ПРИХОДИТ В ЦЕРКОВЬ?

Во-вторых, молодежь не приходит в церковь, потому что не видят в этом смысла. Молодые люди говорят, что можно прожить и без Церкви. Их не следует за это критиковать. И их родители не идут в Церковь. И, естественно, они не приучили это делать и своих детей. Если ребенок рос без Бога, если он  впитал это с малых лет, то естественно, повзрослев, он задастся вопросом, какой смысл идти в Церковь. С другой стороны, если перед ним возникают вопросы экзистенциального характера, о смысле жизни, то редко случается, чтобы кто-то объяснил ему, в простых, понятных ему словах, что жизнь можно прожить и по-другому – лучше, жизнь может быть более исполненной, не обязательно по принятой в обществе модели, поклоняясь и будучи рабом не прочных человеческих ценностей.

Святые истины кажутся молодым людям сложными и бесполезными. Теология Православной Церкви является глубокой, но мы должны уметь представить ее так, чтобы она была понятна всем – тем, кто не привык к высокому слогу вообще и в частности к церковному. Св. Ап. Павел говорит, что вера приходит через слушанье. Но как можно верить, если ты не понимаешь то, что слышишь?  Евангелие и жизнь во Христе следует преподносить молодежи на основе простых, фундаментальных примеров, и по мере их понимания и освоения, переходить к более сложным, глубоким понятиям. Как говорил тот же Апостол – от мягкой пищи к пище твердой.

Когда мы в Церкви, спрашиваем, почему та или иная вещь совершается именно таким образом, чаще всего нам отвечают, что «Это так делается». Но молодые люди не принимают подобного рода объяснений, они для них не убедительные аргументы. Молодежь хочет знать, почему Святая Литургия совершается так, а не иначе, почему мы поклоняемся иконам, почему наши песнопения такие, а не другие. Хочет знать смысл всего, что происходит в церкви. В последние годы появился целый ряд авторов, которые пытаются представить веру в доступной для молодежи форме. Эти книги находятся в продаже исключительно в церквях и в монастырях, и потому не привлекают слишком много молодежи. Она думает, что снова имеет дело с высоким слогом и, как многие молодые люди сами говорят, оторванным от реальности.

Почему некоторые молодые люди идут в неопротестанские культы?

Они идут неопротестанские культы  в результате сравнения.

Некоторые молодые люди интересуются Богом и верой. Если они родились в православной семье и думают, что являются православными, то рано или поздно попытаются пойти в православную церковь в своем квартале. К несчастью, первое их взаимодействие с Церковью очень часто имеет место посредством «регулировщиков движения» в церквях: ходи так, а не иначе, кланяйся так, а не другим способом. Его величество «Так делается», без какого-либо объяснения смысла тому, кто впервые пришел в Церковь. Это происходит один раз, второй, третий… и ему это начинает надоедать. Он спрашивает себя, в этом ли заключается православная вера?

Тогда вмешивается религиозная альтернатива: практическая вера, упрощенная вера неопротестанских культов, красиво преподнесенная вежливыми, с хорошими манерами людьми. Они представляют все просто и ясно. Здесь больше нет правил без объяснений и табу, которые порой превыше самого Бога.

Послание этих культов приходит в простой, понятой всем форме.  «Иисус тебя любит, отдал жизнь за тебя, чтобы ты мог жить новой жизнью уже сейчас». Так звучит неопротестантский шаблон и мы, православные, согласны с этим утверждением. Проблема заключается в том, что мы, в отличии от них, не утверждаем это (nu o afirmăm,), не говорим это тем, кто желает приблизиться к вере. И это плохо, потому что мы теряем тех, кто искренно приходит в церковь.

По сравнению с его величеством «так делается» в православной церкви, в неопротестанских культах существуем очень мало правил. Молодежи – и не только молодежи – нравится простота. Неопртестантская теология - это сумма очень доступных понятий. Упрощение, которые, мы считаем, делается в ущерб Истине. Но истину не обязательно нужно проповедовать высоким слогом. В нашей Церкви нам нужны священники и проповедники, которые бы представляли (преподносили) истинную веру в доступной для понимания форме, в подходящих для каждого словах.

Другой аспект, который привлекает в неопротестанских культах, это субститут   социальной жизни. В наших церквях после того, как молодой человек проходит сквозь строй «агентов, регулировщиков движения» по церкви, он зачастую чувствует себя одиноким, изолированным и чужим. В наших церквях можешь ходить пять лет подряд и не знать никого вокруг себя. Хотя наше учение гласит, что все мы члены в мистическом Теле Христа – Церкви. Но эти самые члены отчуждены, разобщены между собой. Хотя мы ходим и видимся годы подряд в церкви, продолжаем оставаться чужими. О тесной связи, единении во Христе не может даже идти речи.

Мы приходим одни в церковь, одни там находимся и одни уходим из церкви. По крайней мере, в больших городах, сообщество верующих и их единение  в вере исчезла почти окончательно. Если добавить ко всему восприимчивость тех или иных в церкви, то перед пришедшим впервые в церковь молодым человеком плачевная картина. 

Для сравнения: в неопротестантских культах большой акцент делается на связи между людьми. Разумеется, здесь есть большой процент притворства, но не все те, которые затерялись, отошли от истинной веры, являются притворными. А наш молодой человек видит, что там есть люди симпатичные и вежливые и сразу сравнивает с теми, что в православной церкви в своем квартале. И его выбор очевиден.

За спиной этого молодого человека, который выбирает пойти в подобный культ, остаются родственники и соседи. И они осуждают его за то, что он поменял свою веру и пошел в секты. Но какую веру он оставил, дорогие родители? Какой вере вы его научили? Какую веру имеете вы? Вера кулича на Пасху и колбасы на Рождество?

Очень важным в привлечении молодежи в неопротестантские культы является миссионерство/прозелитизм, практикуемый этими культами.

Разумеется, термин «прозелитизм» имеет множество значений – не хорошо «красть» верующих у других вероисповеданий – но не следует забывать, что первые христиане, начиная со Святых Отцов, именно это делали: прозелитизм. Называем ли мы его миссионерством или прозелитизмом, но он основывается на вере, что ты владеешь Истиной и должен преподносить ее и другим.

Эту веру имеют и члены неопротестанских культов и даже больше, чем православные верующие. Именная это убеждение заставляет их рассказывать всем о своей вере, о любви Божьей, об Иисусе Христе и о том, как Он изменил их жизнь. Их речи привлекают своей простотой и логикой: Бог тебя любит, Он отдал Своего Сына на смерть за твои грехи, а ты, если произнесешь сейчас краткую молитву и призовешь Иисуса в свое сердце, начнешь прямо сейчас новую жизнь во Христе. С этой минуты ты станешь христианином (до этого ты не был христианином) и дитём Божьим.

Интересно отметить, что Православие не опровергает ни одно из этих утверждений. Никто не отрицает любовь Бога ко всему человечеству, жертву Христа на Голгофе,  а также то, что, следуя Христу (предав Ему свое сердце) начинаешь новую жизнь, жизнь в вере. И, тем не менее, в Православии мы редко рассказываем людям об этих истинах. Однако это делают неопротестантские культы, после того, как увлекают людей несколькими простыми и не обязательно ложными утверждениями, ведут их к фундаментальным теологически ошибкам (Sola Scriptura, спасение исключительно через веру, мгновенное спасение, отрицание Святой Традиции Церкви и т.д.). По сравнению с простотой неопротестантского миссионерства, чаще всего в нашей Церкви мы встречаем вновь прибывших целым рядом жестких правил и своим насупленным, суровым видом, мы следим, чтобы все происходило так, «как делается, как полагается». Очень часто молодой человек остается с впечатлением, что в Православии правила превыше людей и даже превыше самого Бога; правила возведены до значения самого Бога.

Неопротестантское миссионерство основывается исключительно на Библии. Вся православная вера начинается с Иисуса Христа и с проповедования Апостолов, а о них мы читаем в Святом Писании. Для того, чтобы человек понял, откуда исходит вера, неопротестанты все свои утверждения основывают на Библии, становятся настоящими фокусниками, буквально жонглируют (часто наизусть) необходимыми цитатами. Имея перед собой написанный черный по белому текст, молодой человек начинает верить, что стоящий перед ним «христианин» на самом деле говорит правду. Он очень хорошо помнит, что в православном храме столкнулся не только со строгими обычаями, ограничениями, но никто не нашелся, чтобы объяснить ему, откуда это все идет. А сейчас миссионер говорит ему просто, более того, показывает написанный, черный по белому, текст и объясняет как его следует понимать.

Молодой человек чувствует, что нашел ответ на мучащие его вопросы: несколько ясных идей и письменное доказательство. Он начинает посещать церковь или собрание или молитвенный дом – названия варьируют от одного культа к другому. Он видит, что в отличие от тех из православной церкви в его квартале, эти люди не идут по головам, топча друг друга, не наваливаются, не толпятся, не отвечают друг другу чванливо, не обидчивы и не раздражительны. Они ухоженные, мило улыбаются ему и всегда кажутся вежливыми.

Религиозная служба здесь более короткая, простая и ее легче понять. Никто не должен стоять на ногах. Песнопения ясные, красивые, а некоторые даже ритмичные. Хор поет так красиво, а молодежь с инструментами должна петь подобно ангелам на Небе, куда и он, наверняка, попадет. Какое отличие от православной церкви, где хмурые и насупленные фигуры одергивали его на каждом шагу: то он не стоит где положено, то прошел перед алтарем, то  не обошел Священное Евангелие, то поцеловал иконы после причастия, то…

Возвращение к Православию

Есть, однако, молодые и менее молодые люди, которые возвращаются к Православию. На самом деле, учитывая, что перед тем, как уйти к неопротестантам, их вера бала аморфной, - это было запутанное сплетение  предрассудков и личных мнений, – то вернее будет сказать, что они приходят к Православию впервые.

Что происходит? После какого-то времени, проведенного в этих культах, после определенного периода «роста» и обучения (молодой человек читает Библию и знает поверхностно множество стихов), у этого человека появляется  определенная способность различать. Придя из другой среды, и не будучи приучен с малых лет принимать все, что говорит культ, как истину от Бога, в некоторых случаях он сохраняет определенную степень ясности ума. Эта разумность или способность различать начинает работать в тот момент, когда он обнаруживает либо противоречия теологического характера в культе, либо разницу между сказанным и пережитым (фарисейство). Молодой человек начинает задавать вопросы, которые становятся назойливыми для лидеров культа. Если случается, что его недовольство возрастает довольно сильно, он теряет доверие в непогрешимость культа. С этого момента он перестает видеть мир только в черных и белых красках (începe să nu mai vadă lumea si lucrurile în alb si negru) – мы хорошие, а они – плохие. Более того, он начинает искать, продолжает тот поиск, от которого отказался, попав в сети этого культа.

После возможного изучения и других неопротестанских культов, в которых он видит то же самое, молодой человек начинает задаваться вопросом о критериях «отбора». Как можно знать, какая вера истинная? Какой критерий использовать? Умение обращаться с Библией? Нет, потому что все ее знают поверхностно и извлекают из нее разные учения. Вежливость людей? Нет, потому что их вежливость идет рука об руку с самыми неестественными учениями. Высоконравственный образ жизни? Этого не достаточно – мормоны, например, очень симпатичные люди.

Как можно узнать,  какая вера истинная? Выстроить, образно говоря, перед собой всех проповедников и спросить: Ты откуда пришел? Откуда идёт твое учение?

“Один молодой человек, которого звали Joseph Smith, имел в 1840 году откровение …”

“Одна женщина, которая имела сильную веру в Бога, - Ellen White – имела в 1844 году видение…”

“В 1896 году, во время горячей молитвы, группа верующих начала говорить на других языках…”

“В 1640 году группа верующих решила, что вера должна основываться только на Писании…”

Все говорят одинаково, все имеют видения и удостоверения от Бога, каждый на своем пути. И этот молодой человек видит, что все эти культы – дело человеческих рук, инициативы проповедника, у которого реформа  - в крови.

Единственный критерий для различения - это не мнимая доверительность учения и не порядочность членов сообщества, а происхождение самого учения. Таким образом,  само по себе Православие - истинное учение, потому что исходит от апостольских времен, и ему учила Церковь на протяжении более двух тысяч лет.

Но у молодого человека есть одна проблема. Как он может примирить эту истину с тем, что он видит сегодня  в православных церквях? Оказывается, вещи, которые он постиг в результате многих лет поисков, полностью неизвестны многим сегодняшним православным, которые ведать не ведают даже об основных учениях Православия. После десятков лет хождения в божий храм, они продолжают разбивать кружки на похоронах, бросать монеты на перекрестках и лить на землю вино за душу покойных. Молодой человек не понимает – за все это время эти люди ничего не усвоили из Православия?

Дело в том, что существует своего рода упорство некоторых верующих, которые посещают Церковь. Оно доходит до того, что эти верующие начинают учить священника, что и как надо делать во время службы. И, естественно, эти люди, закостенелые в своем убеждении, что «так надо делать», не могут и не хотят изучать и изменять свои пути. Сегодня для многих посещающих Церковь разбитая кружка на похоронах фундаментально более важно, чем любой евангельский перикоп, который священник комментирует во время воскресной службы.

В этих условиях, что делает наш молодой человек? Начинает искать в Церкви других, как он. Других молодых людей, с которыми он может разделить ту же православную веру. Звучит неправоподнобно, но существует не одна Православная вера, а несколько. Многие имеют собственную «православную» веру  - все вместе составляют 89% населения страны. Их не следует осуждать, поскольку им, в свою очередь, неоткуда (негде) было постигать православную веру. Не надо забывать, что большинство сегодняшних прихожан церкви сформировались в коммунистический период, когда священникам запрещалось проповедовать Евангелие. А сейчас, к старости, слишком сложно для них изменить свой путь. Должно пройти еще несколько десятков лет пока в наших церквях мы будем иметь и православных христиан.

Это не легко делается. Молодому человеку приходится бороться, с одной стороны, с неестественным чувством полного одиночества в церкви, а с другой – с «верой» более старших в церкви, которые постоянно одергивают его и «наставляют», как следует там все делать. Он, однако, делает свое дело; ищет и разделает свои взгляды с единомыщленниками, которые думают также как и он и идут по пути Православия, которое преподносят Святые Отцы и которым живет на протяжении всех этих лет Церковь.

Почему должна молодежь приходить в Церковь?

За этим вопросом, думаю, стоит более фундаментальный вопрос, для которого напрашивается тот же ответ: а почему мы идем в Церковь?

Если провести опрос среди тех, кто находится в воскресенье в Святой Церкви, и спросить «Почему вы приходите в Церковь?», - какие ответы мы получим?

Мы получим много ответов вроде «Так делается», «Так надо» и «Так красиво, так подобает делать». Являются ли это причинами, по которым следует идти в Церковь? Разумеется, нет. И гулять по парку в осенний день тоже красиво.

Так почему мы идем и почему следует идти в Церковь?

Рискуя показаться слишком теологичным или идеалистичным и, следовательно, вступить в конфликт с реальностью, я все же берусь ответить на этот фундаментальный вопрос.

Если быть кратким, мы идем в Церковь, потому что, будучи людьми, мы встречаемся там с нашим Создателем. С тем, Кто подарил нам жизнь и через Которого мы можем иметь лучшую жизнь. Через отношение с Ним. Через отношение, которое начинается в Церкви, мы готовимся в этой жизни к Жизни Вечной.

Таков ответ. Разумеется, Его принятие само по себе есть выражение веры.

Мы идем в Церковь для того, чтобы встретиться с Тем, кто является для нас основной опорой в жизни: Иисусом Христом. Каждый человек нуждается в своей жизни в опоре или в солидных принципах, в ценностях, которые бы не изменялись изо дня в день. Все человеческие ценности относительны. Представленные же Христом ценности исходят не из человеческой системы. Их происхождение божественное и, следовательно, они выше повседневных человеческих мелочей. Кто находит в них опору, обретает стабильность и безопасность в жизни и помощь от Бога.

Многие молодые люди говорят: Почему мне идти в церковь? Когда я могу сидеть и дома, могу молиться и размышлять о Боге? Да, ты можешь молиться и дома, но если не приходишь в церковь, знаешь ли ты, какому богу молишься? Ты знаешь бога, которому молишься? Это – тот же истинный Бог, о котором узнаешь в церкви, или это плод твоего воображения, вежливый бог, который одобряет все твои поступки?

Все, что делается в церкви, все службы, молитвы и песнопения - для того, чтобы познать Господа, сотворившего небеса и землю. Только в церкви мы можем познать Бога. Посещение Церкви, по крайней мере, присутствие на Святой Литургии это постоянная встреча с Ним. Также как не можешь жить вдали от  кого-то, кто важен для тебя, вдали от любимого человека, например, точно так же не можешь находиться вдали от Того, из Которого, ты чувствуешь, что рожден.

В Святом Евангелие Иисус Христос называет себя скалой. Скала, на которой мы можем строить свою жизнь, скала, на которой мы строим что-то, что выдерживает натиски всяких жизненных невзгод. Если мы строим свою жизнь и питаем свою душу чем-то другим, например, непрочной системой человеческих ценностей,  рано или поздно мы оказываемся с опустошенной душой, поскольку  те вещи, о которых мы думали, что они способны придать смысл нашей жизни, утеряли свой вкус, и сегодня их больше нет. На их месте появились новый раскрой брюк или юбки, новый мобильный телефон с фотокамерой с более мощной разрешительной способностью и новым музыкальным альбомом. Душа человека не может питаться чем-то, что сегодня является высоким, а завтра оказывается в мусорном ведре. Душа нуждается в чем-то более высоком, глубоком и истинном. А подобное находится не среди людей, а за пределами их системы - у Бога.

Кто строит свою жизнь, опираясь на Христа, прививает в себе связь с Ним, его жизнь приобретает смысл. Он знает, откуда идет, знает, что ему предстоит делать и знает, куда идти. Вопреки мнению остальных, он не считает, что лишает себя радостей жизни. Просто то, что других восхищает, не имеет для него ценности. Он находит  удовлетворение  в других вещах, которые такие же привлекательные сегодня, как и тысячу или две тысячи лет назад.

Почему должна молодежь и всякий человек приходить в Церковь? Псалмописец говорит: «Вкушайте, и увидите, как благ Господь!» Сложно описать словами вкус нового плода. И потому, наряду с псалмописцем Давидом, на протяжении уже двух тысяч лет Церковь говорит: «Придите,  вкусите, и увидите, как благ Господь!».

Богдан Матейчук

http://ro.altermedia.info
С румынского языка перевела Д. Грин

Категория: Cтатьи | Добавил: Настоятель (08.09.2009)
Просмотров: 1287 | Рейтинг: 3.0/2

рублей Яндекс.Деньгами
на счёт 41001243291137 (сбор пожертвований на наш храм)
Rambler's Top100 Яндекс цитирования логотип 88х36 портала Православная книга России ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU христианство, православие, культура, религия, литература, творчество Рейтинг «Помоги делом»: просмотров за сегодня, посетителей за сегодня, всего число переходов с рейтинга на сайт Информация о вреде сект