Людей становится все больше и больше. Количественное
увеличение человечества происходит по законам геометрической прогрессии.
Этот факт неумолимо влияет на все происходящее в мире людей. К тому же
люди быстро обмениваются информацией и все свободнее мигрируют,
приобретая общие черты «граждан мира».
Так на наших глазах и при нашем участии приближаются времена перехода
человечества от состояния единства теоретического и умопостигаемого в
состояние единства фактического, осязаемого, скрепленного рамками
всемирной государственности. Этот последний процесс привычно именуется
глобализацией. Хочется сказать несколько слов о связи христианской
миссии с сими двумя процессами: увеличением численности населения и
глобализацией.
Фото: Disperados, photosight.ru
*
Совершенно очевидно, что нам нужно больше проповедовать. Людей стало больше, больше нужно и слов о «Свете, просвещающем всякого человека,
грядущего в мир». Это прозрачный, и одновременно ужасный вывод,
поскольку при нашем привычном отношении к проповеди и учению, как к
чему-то остаточному и далеко не главному, мы и сегодня, и третьего дня
на вызовы времени отвечали не вполне. А тут – речь об умножении усилий.
Добавляет горечи и то, что население планеты увеличивается не за счет
нас. Мы как раз избавляем планету от перегруза, смиренно испаряясь.
Казалось бы – кому проповедовать, если с демографией все не очень хорошо?
*
Проповедовать нужно всем, то есть людям вообще, а не только «своим»
людям, имея в виду этническую или государственную идентичность.
Проповедь «своим» — дело Церкви национальной. Проповедь всем – дело
Церкви Вселенской. В мире, который глобализуется, Церковь тоже вынуждена
действовать глобально, на всех. Глобализация размывает границы, и
Церковь должна действовать смелее и свободнее, не боясь этого
размывания.
Сегодняшний день едва-едва, а завтрашний
– с усилением, потребуют от нас глубокого пересмотра привычного взгляда
на мир, и себя в нем. Проповедовать придется не только русским или
русскоязычным, но всем!
Если Православие – ценность Вселенская, а мы – ее хранители, то
передавать сокровище нужно будет во все руки, которые будут протянуты с
чистыми намерениями. Этот труд потребует специфических усилий,
филологических – совсем не в первую очередь.
В первую очередь нам предстоит осознать ответственность за обладание
спасительной верой – раз; и наличие в мире миллиардов любимых Богом
людей, к спасительной вере не приобщенных — два. Свет, Который во тьме
светится, Христос, действительно просвещает всякого человека, грядущего в
мир (См. Ин. 1:9), о вовсе не тех только, кому посчастливилось родиться
в христианской стране и креститься в младенчестве. Одни китайцы и
индусы, стремящиеся занять собою больше половины человечества, чего
стоят. Уж не думаем ли мы, что Богу дела до них нет, или, что миссией
должны одни католики заниматься? А Православие кто людям принесет? А
радостный успех Николая Японского кто повторит в других, но подобных и близких Японии странах?
*
Никуда,
кстати, ехать сразу не надо. Существуют пограничные области с
оживленным взаимным общением. Чем не зона миссии? Существуют большие
города и культурные центры, где обучаются иностранные студенты и
происходит активный культурный диалог. Чем не миссионерские оазисы?
Существуют Православные приходы, рассеянные по всем полушариям и
континентам. Они и сегодня светят тихим светом инославному миру. Правда,
по привычке более ориентированы на окормление своих людей, оказавшихся
за рубежом. В самом начале нужно только совершить благое изменение в
собственном сознании, и перестать почивать на лаврах, привычно разделяя
мир на «басурманский» и христианский, а понять его, как мир Божий,
нуждающийся в проповеди, в том числе и нашей.
*
Апостолов было двенадцать плюс семьдесят. Они были босоноги и просты,
заранее обречены на гонения и страдания за имя воскресшего Спасителя.
Нас – миллионы, среди которых немало мудрецов, книжников, людей опытных и
бывалых.
Назвать нас совершенно безблагодатными было бы хулой на Истину и на длящуюся Пятидесятницу.
Стало быть, наши успехи должны быть уникальны и грандиозны. Но где эти
успехи? Очевидно, мы чего-то важного не замечаем, и на что-то бесценное
не обращаем внимание. Какой мысленный вирус не дает нам действовать
слаженно и эффективно, а миру за пределами Православной Церкви не дает
насладиться «единым на потребу» в нашей передаче?
*
При этом все новинки эпохи могут нам служить. Не нужно обязательно
ходить пешком или ехать на осликах. Можно летать, плыть и двигаться на
колесницах и плавсредствах самых новых модификаций, лишь бы это не было
выражением гордыни, а облегчением служения. И СМИ могут помочь нам, и
он-лайн переводчики, и цифровые носители. Глобальная эпоха дает нам в
руки соответствующие самой эпохе средства, облегчающие труды. Во времена
апостолов такими знаками глобализации были почтовые и торговые связи,
пронизывающие Римскую империю, мощеные дороги во все концы ее, и т.п.
Апостолы творчески использовали все наличные возможности для проповеди, и
нам стоит поступать так же.
*
И снова повторюсь, что не одно и то же – благовествовать десятку
тысяч или миллиону. Стоит внимательно проанализировать схожие и отличные
черты проповеди апостольской и нашей (гипотетической). Например:
- В древности невозможно было найти народ (объект миссии) без
культурных корней, памяти о предках, своего религиозного культа и прочей
цветущей сложности. И эти ментальные установки находились в центре, а
не на периферии сознания. Сегодня такими народами являются уже не все.
Распространение идей либерализма и ценностей общества потребления,
подобно катку раскатывают рельефную и выпуклую действительность в нечто
плоское и однообразное. Люди без корней, без культурной памяти, без
четкого унаследованного этоса – не фантазия, но умножающаяся к размерах
реальность. К ним-то нам и идти. Нам не нужно будет сокрушать ложных
богов, которые в каждой деревне свои. Придется общаться с неким
усредненным типом человека, с «человеком вообще», часто – с «человеком
без метафизики». Подобного опыта ни у кого в истории не было.
- Проповедь апостолов была «просто проповедью». Никакая христианская
государственность, устоявшаяся традиция, никакие международные документы
и общественные организации за их спиной и не стояли, и не угадывались.
Сегодняшнее христианство редко проповедует только Христа, одного Христа,
и ничего кроме Единородного. Христианские проповедники volens-nolens
повсюду проповедуют Христа и еще «что-то». Они несут с собой свою
историософию, свою цивилизацию вместе с плюсами и минусами ее, несут
свой культурный тип, который им кажется единственно правильным и т.д.
Это очень осложняет и запутывает дело, поскольку угрожает превращением
миссии в колонизацию. У нас может напрочь отсутствовать смиренное
уважение к возможной пастве, и в крови у нас может жить не столько жар
благовестника, сколько ген культурного превосходства.
Ошибка – насаждать в новых местах готовые и сложившиеся ранее где-то
культурные формы. Следует благовествовать, крестить и совершать
Евхаристию. А новые культурные формы родятся сами, исходя из множества
местных факторов, переживших действие благодати.
*
Можно остановиться и передохнуть. У меня нет желания писать
фантастический роман и расписывать в деталях процесс, который еще не
начинался. Но остается необходимость понять, что от активности в деле
проповеди зависит и наша собственная судьба в вечности, и будущее мира, в
котором нам жить еще.
По отношению к Евангелию все люди равны. Если родной народ не ощущает
вкуса Евангельской истины и священный голод ему не известен, то есть
другие народы с другими характеристиками нравственного здоровья. Значит,
проповедовать придется им. Так поступал апостол Павел, который, сколь
ни любил сродный ему народ Израиля, все же отряхнул во время оно прах от
ног и сказал: «Иду к язычникам».
Сколь ни мила и нам наша Родина, проповедь Евангелия и служение
Христу должны быть на ступеньку выше в шкале ценностей. Да и на народы,
имеющие слово «христианский», как приставку к собственному имени, должны
считать себя должниками тех, кто до сих пор внятной и бескорыстной
проповеди о Победителе смерти не услышал.
|