Рождественский пост — преддверие Рождества, время замечательное.
Индустрия в наше время хорошо развита. Достаточно посмотреть, сколько
много всего у нас: православные ярмарки, чуть ли не православные
рестораны. Поэтому постная кухня у нас обширная зело. Пост — время хорошее. Перемена стола никогда не повредит.
Самое главное, не забыть, для чего нам все это надо?
- Священник Сергий Круглов
Когда мы с вами приходим в храм, нам бы не забыть, что все, что мы там делаем, Богу в принципе не надо. Это надо нам.
Это очень простая мысль, совершенно банальная. Ее знают все, но все время про нее забывают.
Мы забываем про нее не потому, что у нас память дырявая, а просто в
силу нашей детской природы. Бог — Отец, а мы у Него — дети. А дети — они
всегда обычно полоротые: вот они заиграются и забудут что-нибудь.
Мать говорит: «Иди делай уроки!» – «Сейчас!» – «Делай уроки!!!» –
«Сейчас, я еще не доиграл!» Бежит потом… Мать его изловит, конечно,
надерет, за стол посадит и скажет: «Сиди, делай уроки! Сто лет мне твои
пятерки не нужны! Тебе они нужны. Будешь балбесом — пойдешь дворником
работать».
Вот примерно такие живые отношения — все, что делается в Церкви. И
делается это для нас, тот же самый пост. Поэтому поститься всегда легко,
приятно и весело, потому что мы от него получаем пользу. Ведь так?
Алкоголик, который любит выпить, от водки получает пользу и удовольствие до поры до времени.
Спортсмен, который занимается спортом, качая железо, получает удовольствие.
Парень с девушкой пошли на дискотеку, пляшут до утра до посинения, потому что им это нравится, им это в кайф!
А нам?
Надо, чтобы человеку нравилось поститься. Чтобы он понимал, для чего он это делает, получал удовольствие.
Но поскольку пост — это все-таки аскеза, аскетическое упражнение, то
он все-таки ближе к спорту, чем к распитию водки или еще какому-то
чистому кайфу. Он ближе к спорту, т. е. сопряжен с ломотой.
Люди, которые ходят в спортзал, прекрасно понимают, что боль (не
резкая, острая, травматическая, а нормальная мышечная боль) — это
хороший признак, признак того, что мышечные волокна расширяются, растут,
нарастает масса. А как иначе? Так людям, которые качаться ходят, это
нравится. Они понимают, что это на пользу, зато потом на пляж как
выйдут!..
Вот так и человек, который постится, должен получать от этого пользу и
удовольствие, пусть даже это сопряжено с какой-то болью и с
неприятностью — с тугой, скажем так.
photosight.ru. Фото: Юрий Мельников
В аскетическом отношении надо больше заниматься собой. А мы часто
занимаемся собой в каких-то других вопросах: когда нас просят
по-христиански оказать действенную помощь ближнему.
Давайте поможем бедным и больным! Вон бомж под забором замерзает —
давайте его куда-нибудь в теплое место перенесем хотя бы (я уж не говорю
о том, чтобы привести домой в ванной помыть). Ах, нет, мы должны
заниматься собой, своим богосозерцанием, богомыслием…
Нет. Этого не надо делать. Собой надо заниматься именно в
аскетическом смысле. Себя постить, себя упражнять, себя бороть, томить
томящего самого себя.
А вот других постить не надо. Тогда пост и принесет радость. Потому
что о себе мы еще кое-как можем позаботиться, а если заботиться еще и об
окружающем мире… За одним не доглядел, за вторым, один убежал тайком,
перестал поститься, второй, третий… Детей насильно постишь, а они не
хотят поститься: ты им втуляешь какую-нибудь кашу без сахара и без
масла, а они тайком чипсов где-нибудь наедятся… Сплошные заботы. Сон
потеряешь и последний аппетит.
Надо помнить, что пост дело радостное, что он нужен для нашего духовного здоровья, да и телесного тоже.
И поэтому, раз мы занимаемся во время поста больше собой — значит, меру поста больше всего определяет себе сам человек.
«Ой, какая страшная ересь! – сейчас скажут люди. – Как же так, ведь, конечно же, батюшка должен определять меру поста!»
Конечно. Разумеется. Если у человека есть духовник — само собой, с
ним нужно это обговорить. Но тем не менее свою голову на плечах иметь
полезно.
Вот у человека целый «букет Абхазии», набор: язва желудка,
панкреатит, диабет. Такие люди приходят к батюшке (с которым, тем более,
давно знакомы) и говорят: «Батюшка! Я согрешила! Благословите на молоко
на пост!»
- Петровна! Я тебя сто лет знаю! Сколько раз можно с одним и тем же?!
photosight.ru. Фото: Владимир Грачев
Поэтому прежде всего надо решать самим, определять свою меру. Это
значит, что человек не просто листает постный устав, а что он думает о
себе, о своей душе, о своем духовном устроении и пытается разобраться,
как пост поможет этому духовному устроению. Это значит, что человек
вообще думает о своей христианской жизни.
Это очень хорошо.
А уже потом, уже с тем, что он надумал, он идет советоваться к
духовнику или еще к кому-то. Ведь человек живет не один, а пост — вообще
дело христианское.
Человек живет в Церкви, и поэтому во всем советуется с Церковью, хотя бы в лице Ее представителя — приходского батюшки.
И всем, конечно, всемерно желаю веселого, замечательного, хорошего,
легкого поста, который принесет одну только пользу и никакого вреда.
|