Для чего мы постимся?
Игумен Арсений (Соколов
Поститься можно по-разному. Можно «для ссор и распрей и для того,
чтобы дерзкою рукою бить других» (Ис 58:4), а можно – постом, угодным
Богу: «Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы
ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и рассторгни всякое ярмо, раздели
с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь
нагого, одень его и от единокровного твоего не укрывайся» (Ис 58:7).
Первый вариант поста предполагает сосредоточение на своих собственных
интересах и пренебрежение благом ближнего; второй, напротив – участие в
нуждах ближнего, сострадание
ему. Призыв Божий, звучащий у всегда актуального Исайи, призывает нас
ко второму. Пост выражает нашу жажду встречи с Богом, общения с Ним. Но
подлинная встреча с Создателем невозможна при пренебрежительном и
немилосердном отношении к Его созданиям – к ближним.
Собственно, заботясь о ближнем, откликаясь на его нужду, мы делаем
это для Христа, как говорит нам одно из предваряющих Великий пост
богослужебных чтений – чтение в Неделю о Страшном суде
(Мф 25:31-46). Сострадая и помогая ближнему, попавшему в нужду, мы
встречаемся в его лице со Христом, а во Христе – с Богом. Ведь в
личности Христа – полное и окончательное откровение Бога человеку.
Смысл поста – не в перемене диеты с животной на растительную, это мы все
понимаем. Он в том, чтобы поделиться с нуждающимся тем, чего у тебя в
избытке.
Святитель Иоанн Златоуст советует во время поста покупать самую
дешевую пищу, а на сэкономленные деньги помогать нуждающимся. Это
святоотеческое наставление чрезвычайно актуально для нас, сегодняшних
христиан. Если отнестись к нему серьезно, то «постной» пищей для жителя
современного города окажется не икра и не кальмары с устрицами, а то,
что в наших супермаркетах дешевле всего – тощие, синюшные, жесткие как
резина инкубаторские куры. Златоуст в IV веке никакой новизны, впрочем,
не высказал, это ведь и есть библейское отношение к посту. Суть поста –
в борьбе с эгоизмом,
в сострадании к ближним, особенно к тем, кто нуждается, кто социально
беззащитен. Итак, пост не бывает без милости, пост и милостыня – два
крыла молитвы. Без сострадания к нуждающимся, без солидарности с ними
пост бессмыслен и даже духовно вреден. Как сделать постной «непостную»
пищу, хотя бы ту же пресловутую курицу? Поделиться ею с голодным, с тем,
кому и такой пищи не на что купить, отдать ему половину – вот и станет
постной твоя непостная курица. Это и есть библейское и святоотеческое
понимание поста.
Фото orthphoto.net
Для чего христианин томит себя постом? Не для того ли, чтоб через
этот физический голод взалкать духовного хлеба – «слова, исходящего из
уст Божьих» (Втор 8:3; Мф 4:4)? Таким образом, сам по себе пост – лишь
средство, а не цель духовной жизни. При обжорстве и самодовольстве
духовная жизнь не может не понести урона.
Пост, как ни странно, делает нас свободными. Задача поста –
освободить человека от эгоизма и от всякого рода зависимостей, от
порабощения материальному. Без самоограчения подлинная свобода
невозможна, в этом ее парадокс. Свобода
– не в том, какой выбрать себе на вечер сорт пива, а в том, чтобы
вообще взять и отказать себе в пиве. Подлинный выбор – не между пепси- и
кока-колой, а в том, чтобы пить или не пить подобную отраву. Вот почему
полезно на время поста лишать себя того, к чему чувствуешь излишнюю
привязанность. У каждого эти привязанности свои.
Кто-то чрезмерно любит кофе, кто-то дня не может прожить или
пирожных, кто-то стал «жертвой телевидения», кто-то боится выйти на
улицу без сотового телефона, кто-то увяз в паутине Интернета…
Освободиться от излишней привязанности к подобного рода вещам и явлениям
помогает пост. Человек свободен только тогда, когда он кроток и смирен,
когда способен владеть собой – ограничивать себя, обуздывать.
Время искушений?
Все, кто серьезно постился или терпел голод, знают, как бывает
раздражителен голодный человек. Вот мы тут каждый год с прихожанами
ходим Путем апостола Иакова (Camino de Santiago), известным в Европе
пешим паломническим маршрутом. Ходим в конце июля, когда никакого поста
нет. Но поскольку передвигаемся мы по малозаселенным лесам и полям,
бывает так, что прибредаем к какой-нибудь деревенской столовой лишь под
вечер.
Смертельно усталые, голодные и молчаливые вваливаемся мы в нее,
наедаемся каких-нибудь галисийских щей – и раздражительность как рукой
сняло. Все сразу добреем, готовы шутить, улыбаться, брать в руки посохи и
шагать дальше. Раздражительность
голодного человека естественна, голодный становится ранимым и готовым в
свою очередь ранить других своей угрюмостью. Да это свойственно и не
только людям. Сытый волк или медведь тоже ведь «добрей» голодного. Но
вот тут-то и поле для духовной брани, брани с самим собой!
Святитель Иоанн Златоуст
в Беседах на книгу Бытия говорит золотые слова: «Постящемуся более
всего нужно обуздывать гнев, приучаться к кротости и снисходительности».
Проще всего, когда во время поста нарастает раздражительность, пойти и
съесть плюшку; несравненно труднее приобрести то, в чем наставляет
Златоуст – кротость и снисходительность. Вот говорят: пост – период искушений.
В этой поговорке слышится оправдание: дескать, когда, постясь, я
гневаюсь и раздражаюсь, виноват вовсе не я сам, а какие-то искушения,
обрушивающиеся на меня извне. Конечно же, это заблуждение. Никакие
внешние «искушения» здесь ни при чем, а виноват я сам, который
раздражаюсь на ближнего, тем самым искушая его.
Когда следует ослабить пост?
Пост, о котором мы читаем в Библии – не растительная диета, а полное
воздержание вообще ото всего, от любой пищи и от любого питья. Таким,
«библейским» постом постимся мы не часто, всего лишь несколько дней в
году – в первый день Великого поста, в Великую Пятницу, в Рождественский
и Крещенский сочельники, в день Усекновения главы Иоанна Предтечи.
Естественно, далеко не всем по силам такое радикальное воздержание. Да
и продолжительное, неделю за неделей употребление одной лишь картошки в
мундирах и квашеной капусты может нанести серьезный урон здоровью.
Поэтому, каждый должен рассчитывать свои силы. Все люди разные. Для
кого-то весь пост питаться сухарями и просфорами легко и радостно, а для
иного лишение себя хоть на день сала или шоколада уже переживается им
как великий подвиг. Малым детям и дряхлым старцам вообще никакой пост
не положен. Равно и больным, узникам, беременным и питающим сосцами. Актуализируя всем известное евангельское выражение, можно сказать: Типикон для человека, а не человек для Типикона.
Пост в Португалии
Португалия
– страна южная, поститься здесь легко. Изобилие дешевых фруктов и
овощей, почти дармовых оливок делают пост здесь весьма приятным
упражнением. Никакого утеснения плоти не происходит. Это ведь не Сибирь и
не Костромщина с Вологодчиной, где для людей несостоятельных
отсутствует выбор, что есть, а чего не есть. Если такой выбор и бывает,
то разве что в том, чем запивать мерзлую прошлогоднюю картошку –
клюквенным морсом или огуречным рассолом. Цены на привозные овощи и
фрукты по карману в тех краях только очень зажиточным людям. Типикон
написан в Средиземноморье. Потому для северных краев, для Заполярья с
Приполярьем, он, в своей кулинарной части, совсем не годится: когда из
всех плодов земных растут лишь ягель да морошка, а из местных напитков в
наличии разве что талый снег, можно, если не делать никаких
послаблений, к концу поста и ноги протянуть, не дожив до Лазаревой
субботы. Почему бы не позволить северянам, у которых круглый год на
столе не бывает почти ничего, кроме рыбы, продолжать питаться ею и
постом, ограничивая себя, впрочем, в ее количестве и качестве. Желаю
всем поста, приятного Богу и – дожить до Пасхи Христовой!
|