Храм Покрова Пресвятой Богородицы с. Василиуцы

Главная » 2012 » Июнь » 27 » Переходный возраст бывает только от плохого воспитания
15:24
Переходный возраст бывает только от плохого воспитания

Отличается ли принципиально воспитание детей в православной семье от воспитания детей в невоцерковленной семье? Как вообще выстраивать воспитательный процесс сегодня? Об этом мы беседуем с руководителем пресс-службы Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, клириком храма Святой мученицы Татьяны при Московском государственном университете, диаконом Александром Волковым.

Автор: Светлана Павленко

– Отец Александр, какой основной воспитательный критерий Вы взяли у своих родителей для воспитания своих детей?

– Я должен сказать, что рос в семье педагогов в нескольких поколениях и был единственным, как и моя супруга, ребенком. Но нас не баловали, как это часто происходит в подобных семьях. В отношении себя скажу, что в воспитании скорее превалировали строгость и послушание. Ни родители, ни бабушки с дедушками не позволяли мне почувствовать себя эдаким принцем. Кроме того, мне прививали такие ценности, которые объясняют появление в моей семье уже четверых детей, что мы с женой считаем совершенно нормальным.

– Какое наказание со стороны родителей было для Вас самым страшным?

– Прежде всего, отмечу, что на 100% невозможно предугадать свою реакцию на проступок или ошибку ребенка. Поэтому не всякий раз родителю удается правильно поступить с педагогической, воспитательной или психологической точек зрения.

Что касается моего отца, то он очень редко применял ремень или постановку в угол, главным было слово. Видимо, потому, что, будучи филологом, он чувствовал слово и умел расставить акценты, убедительно используя точные и нелестные характеристики, а я умел это воспринять. Его слова становились полноценным наказанием, после которых было стыдно и возникало желание не совершать подобных вещей, чтобы такого больше не слышать.

– Самый сложный возраст – подростковый, когда родители видятся если не как враги, то как люди, которые не понимают тебя. Как это было преодолено в Вашей семье?

– Однажды, еще в нежном возрасте, я услышал такую мысль, что переходный период у детей бывает только от плохого воспитания. И сейчас я все больше убеждаюсь в правоте этих слов – большинство проблем переходного периода связаны с дурным воспитанием.

– Будучи детьми, подростками, многие убежденно заявляют, что «не будут таким же, как их родители». Откуда же возникает вечный конфликт отцов и детей?

– Именно из детства, из недостаточного воспитания в этот период. Родители мало разговаривают со своим ребенком, не обсуждают с ним ситуации, в которые он попадает. А потом, в 12–15 лет, когда уже всякое воздействие бессмысленно, родители просто вводят категорические запреты. Ребенок нарушает их, самоутверждаясь, родители раздражаются, считая, что раз они родили его, то он обязан их слушаться. Вот и конфликт. Безусловно, все дети разные: один – взрывной, другой – покладистый, третий – упрямый, и т.д. И чтобы конфликтов не было, родители как люди, обладающие опытом, должны уметь договариваться, убеждать детей в своей правоте. 
Как говорится в Домострое: детей можно сечь, только когда они ложатся поперек лавки, когда они ложатся вдоль – уже поздно. То есть наказывать телесно возможно только в раннем детстве. В 15 лет – это позор для подростка, который вызовет с его стороны исключительно озлобление.

– Получается замкнутый круг: родители должны учиться быть родителями прежде, чем родить ребенка. Но как это возможно, если их самих родители не воспитали? Раньше в школе был хотя бы курс «Этики и психологии семейной жизни», хотя и от него толку было не особенно много.

– Школьный предмет так или иначе связан с моральными и нравственными оценками, которых сейчас нет и быть не может из-за чудовищной поляризации и разобщенности общества и отсутствия какой бы то ни было общей идеи. Мне кажется, что решение вопроса в том, чтобы люди думали, что и почему они делают. Ведь родителям важно не только искать источники содержания, но и задумываться о будущем своих детей.

– Вашему старшему сыну 6 лет. В этом возрасте современные дети уже многое умеют и знают. Но компьютеры, телевизор и т.д., при отсутствии контроля, негативно влияют на развитие неокрепшей нервной системы и психики. Как в Вашей семье борются с этими «напастями»?

–Надо понимать, что существует огромная разница в воспитании одного ребенка и в воспитании более чем двух детей, потому что это уже коллектив, общежитие, где действуют иные правила.

Преодолев пятилетний рубеж, ребенок уже во многом, для своего возраста, самостоятелен. Первое и главное, что понимает в этот момент родитель, заботящийся о правильном воспитании своего малыша, – ребенка надо загружать полезной активностью. Он должен уставать от того, что он занимается кучей интересных ему реальных вещей, а не компьютерными игрушками. Компьютеру тоже должно быть место в жизни ребенка, это требование времени, но это место должно быть минимальным. Кроме того, у него должно быть свободное время, чтобы играть и даже безобразничать. Игры, особенно ролевые, со своими сверстниками – очень важный момент в развитии личности и социализации ребенка.

– Отец Александр, чем принципиально отличается метод воспитания детей тех людей, которые ходят в церковь постоянно, и тех, кто бывает там по большим праздникам или вообще не ходит?

– В идеале, безусловно, жизнь в Церкви должна положительно влиять на все стороны жизни человека, в том числе на семейную. В реальности же, и мои наблюдения это подтверждают, особой разницы нет. Само по себе хождение в храм вообще никого не изменяет. Чтобы это произошло, необходима внутренняя готовность человека к переменам.

Вместе с тем, люди, регулярно посещающие храм, имеют возможность получения помощи Божией в связи со своим участием в таинствах и молитвах. В целом, участие в жизни приходской общины дает семье дополнительный скрепляющий элемент. Господь всех любит одинаково и всем помогает одинаково, но жизнь в Церкви, действительно, способствует тому, чтобы семейные отношения становились гармоничнее. Опять же при условии, что супруги сами к этому стремятся.

– Книги каких святых отцов Вы посоветовали бы читать родителям?

– Семейная жизнь и воспитание детей – это не игра с инструкцией в виде святоотеческих изречений. Семейная жизнь – это личный опыт людей, духовный и интеллектуальный, а также чуткость души по отношению к тому, что происходит вокруг тебя. Изречение преподобного Серафима Саровского «Спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи», применимо и в семейной жизни. Смотри за собой, за тем, что ты делаешь, заботься о своем внутреннем мире, о людях, которые составляют твой ближайший круг, о своей семье, и отношения между тобой и ими будут исправляться.

Также многое зависит от того, ведут ли родители активную духовную жизнь, имеют ли духовника. Потому что часто в семейной жизни люди сталкиваются с неразрешимыми проблемами, которые вынуждают их идти к кому-то за советом. И это должен быть человек, которому они доверяют во всех смыслах этого понятия.

– Такого человека сложно найти…

– Для этого нужно молиться и полагаться на волю Божию; надеяться, что Господь пошлет такого человека, когда он будет необходим. Полезно, чтобы у супругов был один духовник, и на протяжении долгого времени. Располагая большим количеством информации, он с большей легкостью и объективностью сможет помочь в той или иной ситуации.

– Отец Александр, существует ли в Вашей семье разделение воспитательных обязанностей? Обычно мама – добрая, а папа – строгий.

– Не могу похвастаться оригинальностью – папа, в связи с ненормированным рабочим графиком, дома бывает нечасто, а мама находится в постоянном контакте с детьми круглые сутки. Я не могу, приходя вечером, сразу изображать из себя Зевса-громовержца, потому что дети ждут от меня ласки и общения. Если же есть причина, по которой я должен буду сыграть эту роль, то я должен сесть и разобраться во всем, как Шерлок Холмс. Поскольку даже самые очевидные вещи, как разбитая кем-то ваза, не так просты, как кажутся на первый взгляд.

Дети должны понимать, что за провинность последует наказание, и оно будет справедливо: будет наказан именно тот, кто виноват. А чтобы это выяснить, нужно постараться.

– Самое страшное наказание с Вашей стороны?

– Ремень.

– Вы его применяете?

– Крайне редко, когда все другие возможные средства исчерпаны, и когда наказание касается проступка в области безопасности ребенка, а не психологии. Например, когда он, в сознательном возрасте, прекрасно зная, что делать этого нельзя, бесконтрольно зажигает газ или поджигает мусорное ведро в комнате. Ребенок на уровне инстинкта должен усвоить вещи, касающиеся его безопасности и безопасности окружающих.

– Каково Ваше отношение к ювенальной юстиции, которая может за применение ремня забрать ребенка у родителей?

– Оценка того, что происходит в семье, со стороны внешних наблюдателей очень часто может категорически расходиться с тем, как ее видят участники процесса изнутри. Если переход к ювенальной юстиции будет происходить, как многое, что происходит в нашей стране, «топорно», то я ее противник.

С другой стороны, зная, какие в наших семьях, особенно в глубинке, происходят неприятные и порой страшные вещи, это может, в каком-то смысле, защитить ребенка.

Но есть одно важное условие: нужна избирательность, чуткость, опосредованность в действиях, нужны суперделикатность, супервнимательность, индивидуальный подход к каждой семье, попавшей в поле зрения ювенальной юстиции, чтобы не навредить семье и внутрисемейным отношениям.

Просмотров: 1281 | Добавил: Настоятель | Теги: воспитание, семья

рублей Яндекс.Деньгами
на счёт 41001243291137 (сбор пожертвований на наш храм)
Rambler's Top100 Яндекс цитирования логотип 88х36 портала Православная книга России ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU христианство, православие, культура, религия, литература, творчество Рейтинг «Помоги делом»: просмотров за сегодня, посетителей за сегодня, всего число переходов с рейтинга на сайт Информация о вреде сект