Отличается ли принципиально воспитание детей в православной семье от
воспитания детей в невоцерковленной семье? Как вообще выстраивать
воспитательный процесс сегодня? Об этом мы беседуем с руководителем
пресс-службы Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла,
клириком храма Святой мученицы Татьяны при Московском государственном
университете, диаконом Александром Волковым.
Автор: Светлана Павленко
– Отец Александр, какой основной воспитательный критерий Вы взяли у своих родителей для воспитания своих детей?
– Я должен сказать, что рос в семье педагогов в нескольких поколениях и
был единственным, как и моя супруга, ребенком. Но нас не баловали, как
это часто происходит в подобных семьях. В отношении себя скажу, что в
воспитании скорее превалировали строгость и послушание. Ни родители, ни
бабушки с дедушками не позволяли мне почувствовать себя эдаким принцем.
Кроме того, мне прививали такие ценности, которые объясняют появление в
моей семье уже четверых детей, что мы с женой считаем совершенно
нормальным.
– Какое наказание со стороны родителей было для Вас самым страшным?
– Прежде всего, отмечу, что на 100% невозможно предугадать свою реакцию
на проступок или ошибку ребенка. Поэтому не всякий раз родителю удается
правильно поступить с педагогической, воспитательной или
психологической точек зрения.
Что касается моего отца, то он очень редко применял ремень или
постановку в угол, главным было слово. Видимо, потому, что, будучи
филологом, он чувствовал слово и умел расставить акценты, убедительно
используя точные и нелестные характеристики, а я умел это воспринять.
Его слова становились полноценным наказанием, после которых было стыдно и
возникало желание не совершать подобных вещей, чтобы такого больше не
слышать.
– Самый сложный возраст – подростковый, когда родители
видятся если не как враги, то как люди, которые не понимают тебя. Как
это было преодолено в Вашей семье?
– Однажды, еще в нежном возрасте, я услышал такую мысль, что переходный
период у детей бывает только от плохого воспитания. И сейчас я все
больше убеждаюсь в правоте этих слов – большинство проблем переходного
периода связаны с дурным воспитанием.
– Будучи детьми, подростками, многие убежденно заявляют,
что «не будут таким же, как их родители». Откуда же возникает вечный
конфликт отцов и детей?
– Именно из детства, из недостаточного воспитания в этот период.
Родители мало разговаривают со своим ребенком, не обсуждают с ним
ситуации, в которые он попадает. А потом, в 12–15 лет, когда уже всякое
воздействие бессмысленно, родители просто вводят категорические запреты.
Ребенок нарушает их, самоутверждаясь, родители раздражаются, считая,
что раз они родили его, то он обязан их слушаться. Вот и конфликт.
Безусловно, все дети разные: один – взрывной, другой – покладистый,
третий – упрямый, и т.д. И чтобы конфликтов не было, родители как люди,
обладающие опытом, должны уметь договариваться, убеждать детей в своей
правоте.
Как говорится в Домострое: детей можно сечь, только когда они ложатся
поперек лавки, когда они ложатся вдоль – уже поздно. То есть наказывать
телесно возможно только в раннем детстве. В 15 лет – это позор для
подростка, который вызовет с его стороны исключительно озлобление.
– Получается замкнутый круг: родители должны учиться быть
родителями прежде, чем родить ребенка. Но как это возможно, если их
самих родители не воспитали? Раньше в школе был хотя бы курс «Этики и
психологии семейной жизни», хотя и от него толку было не особенно много.
– Школьный предмет так или иначе связан с моральными и нравственными
оценками, которых сейчас нет и быть не может из-за чудовищной
поляризации и разобщенности общества и отсутствия какой бы то ни было
общей идеи. Мне кажется, что решение вопроса в том, чтобы люди думали,
что и почему они делают. Ведь родителям важно не только искать источники
содержания, но и задумываться о будущем своих детей.
– Вашему старшему сыну 6 лет. В этом возрасте современные
дети уже многое умеют и знают. Но компьютеры, телевизор и т.д., при
отсутствии контроля, негативно влияют на развитие неокрепшей нервной
системы и психики. Как в Вашей семье борются с этими «напастями»?
–Надо понимать, что существует огромная разница в воспитании одного
ребенка и в воспитании более чем двух детей, потому что это уже
коллектив, общежитие, где действуют иные правила.
Преодолев пятилетний рубеж, ребенок уже во многом, для своего возраста,
самостоятелен. Первое и главное, что понимает в этот момент родитель,
заботящийся о правильном воспитании своего малыша, – ребенка надо
загружать полезной активностью. Он должен уставать от того, что он
занимается кучей интересных ему реальных вещей, а не компьютерными
игрушками. Компьютеру тоже должно быть место в жизни ребенка, это
требование времени, но это место должно быть минимальным. Кроме того, у
него должно быть свободное время, чтобы играть и даже безобразничать.
Игры, особенно ролевые, со своими сверстниками – очень важный момент в
развитии личности и социализации ребенка.
– Отец Александр, чем принципиально отличается метод
воспитания детей тех людей, которые ходят в церковь постоянно, и тех,
кто бывает там по большим праздникам или вообще не ходит?
– В идеале, безусловно, жизнь в Церкви должна положительно влиять на
все стороны жизни человека, в том числе на семейную. В реальности же, и
мои наблюдения это подтверждают, особой разницы нет. Само по себе
хождение в храм вообще никого не изменяет. Чтобы это произошло,
необходима внутренняя готовность человека к переменам.
Вместе с тем, люди, регулярно посещающие храм, имеют возможность
получения помощи Божией в связи со своим участием в таинствах и
молитвах. В целом, участие в жизни приходской общины дает семье
дополнительный скрепляющий элемент. Господь всех любит одинаково и всем
помогает одинаково, но жизнь в Церкви, действительно, способствует тому,
чтобы семейные отношения становились гармоничнее. Опять же при условии,
что супруги сами к этому стремятся.
– Книги каких святых отцов Вы посоветовали бы читать родителям?
– Семейная жизнь и воспитание детей – это не игра с инструкцией в виде
святоотеческих изречений. Семейная жизнь – это личный опыт людей,
духовный и интеллектуальный, а также чуткость души по отношению к тому,
что происходит вокруг тебя. Изречение преподобного Серафима Саровского
«Спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи», применимо и в семейной
жизни. Смотри за собой, за тем, что ты делаешь, заботься о своем
внутреннем мире, о людях, которые составляют твой ближайший круг, о
своей семье, и отношения между тобой и ими будут исправляться.
Также многое зависит от того, ведут ли родители активную духовную
жизнь, имеют ли духовника. Потому что часто в семейной жизни люди
сталкиваются с неразрешимыми проблемами, которые вынуждают их идти к
кому-то за советом. И это должен быть человек, которому они доверяют во
всех смыслах этого понятия.
– Такого человека сложно найти…
– Для этого нужно молиться и полагаться на волю Божию; надеяться, что
Господь пошлет такого человека, когда он будет необходим. Полезно, чтобы
у супругов был один духовник, и на протяжении долгого времени.
Располагая большим количеством информации, он с большей легкостью и
объективностью сможет помочь в той или иной ситуации.
– Отец Александр, существует ли в Вашей семье разделение воспитательных обязанностей? Обычно мама – добрая, а папа – строгий.
– Не могу похвастаться оригинальностью – папа, в связи с
ненормированным рабочим графиком, дома бывает нечасто, а мама находится в
постоянном контакте с детьми круглые сутки. Я не могу, приходя вечером,
сразу изображать из себя Зевса-громовержца, потому что дети ждут от
меня ласки и общения. Если же есть причина, по которой я должен буду
сыграть эту роль, то я должен сесть и разобраться во всем, как Шерлок
Холмс. Поскольку даже самые очевидные вещи, как разбитая кем-то ваза, не
так просты, как кажутся на первый взгляд.
Дети должны понимать, что за провинность последует наказание, и оно
будет справедливо: будет наказан именно тот, кто виноват. А чтобы это
выяснить, нужно постараться.
– Самое страшное наказание с Вашей стороны?
– Ремень.
– Вы его применяете?
– Крайне редко, когда все другие возможные средства исчерпаны, и когда
наказание касается проступка в области безопасности ребенка, а не
психологии. Например, когда он, в сознательном возрасте, прекрасно зная,
что делать этого нельзя, бесконтрольно зажигает газ или поджигает
мусорное ведро в комнате. Ребенок на уровне инстинкта должен усвоить
вещи, касающиеся его безопасности и безопасности окружающих.
– Каково Ваше отношение к ювенальной юстиции, которая может за применение ремня забрать ребенка у родителей?
– Оценка того, что происходит в семье, со стороны внешних наблюдателей
очень часто может категорически расходиться с тем, как ее видят
участники процесса изнутри. Если переход к ювенальной юстиции будет
происходить, как многое, что происходит в нашей стране, «топорно», то я
ее противник.
С другой стороны, зная, какие в наших семьях, особенно в глубинке,
происходят неприятные и порой страшные вещи, это может, в каком-то
смысле, защитить ребенка.
Но есть одно важное условие: нужна избирательность, чуткость,
опосредованность в действиях, нужны суперделикатность,
супервнимательность, индивидуальный подход к каждой семье, попавшей в
поле зрения ювенальной юстиции, чтобы не навредить семье и
внутрисемейным отношениям.
|